НОТА
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ
СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ
от 21 июня 1941 года
МЕМОРАНДУМ
I
Когда правительство рейха, исходя из
желания прийти к равновесию интересов Германии и СССР, обратилось летом
1939 года к Советскому правительству, оно отдавало себе отчет в том, что
взаимопонимание с государством, которое, с одной стороны, представляет
свою принадлежность к сообществу национальных государств со всеми
вытекающими из этого правами и обязанностями, а с другой — будучи
руководимым партией, которая как секция КОМИНТЕРНА стремится к
распространению революции в мировом масштабе, то есть к уничтожению этих
национальных государств, вряд ли будет легкой задачей. Подавляя в себе
серьезные сомнения, порожденные этим принципиальным различием в
политической ориентации Германии и Советской России и острейшим
противоречием между диаметрально противоположными мировоззрениями
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА и БОЛЬШЕВИЗМА, Германское правительство все же
предприняло такую попытку. При этом оно руководствовалось тем
соображением, что обусловленное взаимопонимание между Германией и
Россией, исключение вероятности войны и достижимое таким образом
удовлетворение новых жизненных потребностей обоих издавна считающихся
дружественными народов будет лучшей защитой от дальнейшего
распространения коммунистических доктрин международного еврейства в
Европе. Эта мысль была подкреплена тем, что определенные события в самой
России и некоторые меры русского правительства на международной арене по
меньшей мере позволяли считать возможным отход от этих доктрин и от
прежних методов разложения народов. Реакция Москвы на это предложение
немецкого правительства и готовность СССР заключить дружественный пакт с
Германией вполне подтверждали вероятность такого поворота.
Таким образом, 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении, а 28
сентября 1939 г. — Договор о дружбе и границах между обоими
государствами.
Суть этих договоров состояла в следующем:
1)в обоюдном обязательстве государств не нападать друг на друга и
состоять в отношениях добрососедства;
2) в разграничении сфер «интересов» путем отказа германского рейха от
любого влияния в Финляндии, Латвии, Эстонии, Литве и Бессарабии, в то
время как территория бывшего Польского государства до линии Нарев — Буг
— Сан по желанию Советской России оставлялась за ней.
Действительно, правительство рейха, заключив с Россией пакт о
ненападении, существенно изменило свою политику по отношению к СССР» с
этого дня заняло дружественную позицию по отношению к Советскому Союзу.
Оно строго следовало букве и духу подписанных с Советским Союзом
договоров. Более того, усмирило Польшу, а это значит, ценою немецкой
крови способствовало достижению Советским Союзом наибольшего
внешнеполитического успеха за время его существования. Это стало
возможным лишь благодаря доброжелательной политике Германии по отношению
к России и блестящим победам вермахта.
Поэтому правительство рейха по праву полагало, что оно может надеяться
на соответствующее отношение Советского Союза к рейху, особенно во время
переговоров министра иностранных дел рейха фон Риббентропа в Москве.
Советское правительство и в других случаях неоднократно отмечало, что
эти договоры являются основой для длительного уравнивания двусторонних
интересов Германии и Советской России и что оба народа, уважая
государственный строй каждой стороны и не вмешиваясь во внутренние дела
партнера, придут к длительным отношениям добрососедства. К сожалению,
очень скоро выяснилось, что правительство рейха сильно ошиблось в своих
предположениях.
II
И действительно, сразу после заключения
германо-русских договоров Коминтерн активизировал свою деятельность во
всех областях.
Это относится не только к одной Германии, но и дружественным ей или
нейтральным государствам и территориям Европы, занятым германскими
войсками. Чтобы открыто не нарушать договоры, менялись лишь методы и
старательней, утонченней проводилась маскировка. Постоянным
разоблачением так называемой «империалистической войны Германии» в
Москве, очевидно, надеялись компенсировать результаты заключения пакта с
национал-социалистской Германией. В результате предпринятых полицией
эффективных контрмер Коминтерн вынужден был проводить свою подрывную и
разведывательную деятельность против Германии окружными путями через
свои центры в соседних с Германией странах. Для этого прибегали к
услугам бывших немецких коммунистических деятелей, которые должны были
проводить в Германии ПОДРЫВНУЮ РАБОТУ и подготовку саботажных акций.
Комиссар ГПУ Крылов постоянно занимался обучением и подготовкой кадров
по этому вопросу. Наряду с этим проводилась подрывная деятельность на
занятых Германией территориях, особенно в протекторате и в занятой
Франции, а также против Норвегии, Голландии, Бельгии и т.д.
Представительства Советской России, особенно генеральное консульство в
Праге, оказывали в этом вопросе эффективную помощь. С использованием
радиотехнических средств приема и передачи усердно велась разведка, что
является неопровержимым доказательством работы Коминтерна, направленной
против рейха. О всей прочей подрывной и разведывательной работе
Коминтерна имеется обширный документальный материал показаний свидетелей
и письменный материал. Кроме этого, создавались диверсионные группы,
имевшие собственные лаборатории, в которых производились зажигательные и
взрывные устройства для проведения диверсионных акций. Такие диверсии
были, к примеру, проведены по меньшей мере против 16 немецких кораблей.
Наряду с этой подрывной диверсионной работой велся шпионаж. Так,
переселение немцев из Советской России использовалось для того, чтобы
самыми грязными средствами склонить этих немецких людей работать на ГПУ.
Не только мужчин, но и женщин самым бесстыдным образом принуждали давать
согласие на сотрудничество с ГПУ. Даже посольство Советской России в
Берлине во главе с советником посольства Козловым не постеснялось
бесцеремонно использовать право экстерриториальности для шпионских
целей. Затем сотрудник русского консульства в Праге Мохов организовал
центр русской шпионской сети, охватившей весь протекторат. Другие
случаи, в которых полиции удалось своевременно вмешаться, дают ясную и
однозначную картину об обширных происках Советской России. Картина в
целом ясно свидетельствует о том, что Советская Россия широко проводила
против Германии нелегальную подрывную деятельность, диверсии, террор и
направленный на подготовку к войне политический, военный и экономический
шпионаж.
Что касается подрывной деятельности Советской России за пределами
Германии в Европе, то она распространилась почти на все дружественные
Германии или занятые ею государства Европы. Так, к примеру, в Румынии с
целью создания антигерманского настроения коммунистическая пропаганда в
листовках, переправленных из России, обвиняла Германию во всех
трудностях. С лета 1940 года то же самое отчетливо проявилось в
Югославии. Там листовки призывали к протесту против заключения пакта
режимом Цветковича с империалистическими правительствами в Берлине и
Риме. На собрании деятелей коммунистической партии в Аграме весь
юго-восток Европы от Словакии до Болгарии обозначался русским
протекторатом в случае, как они надеялись, ослабления Германии в военном
отношении. В советской миссии в Белграде германским войскам попало в
руки документальное доказательство тому, что эта пропаганда исходила от
Советской России. В то время как коммунистическая пропаганда в Югославии
использовала националистические лозунги, в Венгрии она действовала
прежде всего среди русинского населения, которое она пленила надеждами
освобождения Советской Россией. Особенно активной была антигерманская
травля в Словакии, где открыто велась агитация за присоединение к
Советской России.
В Финляндии действовало пресловутое «Объединение за мир и дружбу с
Советским Союзом», которое во взаимодействии с радиостанцией «Петроской»
стремилось разложить эту страну и работало в крайне враждебном по
отношению к Германии духе.
Во Франции, Бельгии и Голландии население натравливали на германские
оккупационные власти. Такая же травля, только с национальной и
панславистской окраской, велась и в генерал-губернаторстве. Едва
германские и итальянские войска заняли Грецию, как пропаганда Советской
России и здесь принялась за работу. Общая картина свидетельствует о
систематически проводимой во всех странах кампании СССР против попыток
Германии установить стабильный порядок в Европе. Наряду с этим против
усилий германской политики проводится прямая контрпропаганда, которая
пытается выдать эти усилия за антирусские и перетянуть различные страны
на сторону Советской России, настроив их против Германии. В Болгарии
велась агитация против вступления в Тройственный пакт и за гарантийный
договор с Россией. В Румынии 23 января 1941 года была устроена попытка
путча, за которым стояли большевистские агенты Москвы, путем внедрения в
Железную гвардию и подстрекательства ее руководства, в частности румына
Гроза. У правительства рейха имеются соответствующие неопровержимые
доказательства.
Что касается Югославии, то правительство рейха располагает документами,
свидетельствующими о том, что югославский посланец Георгевич уже в мае
1940 года после беседы с господином Молотовым пришел к выводу, что там
Германию считают «грозным врагом завтрашнего дня». Еще более однозначным
было отношение Советской России к изложенным сербскими военными просьбам
о поставке оружия. В ноябре 1940 года начальник Генерального штаба
Советской России заявил югославскому военному атташе: «Мы дадим все
необходимое, и немедленно». Право установления цен и порядка оплаты
предоставлялось белградскому правительству, и ставилось только одно
условие: держать в тайне от Германии. Позднее, когда правительство
Цветковича сблизилось с государствами оси, в Москве начали затягивать
поставки оружия: об этом было коротко и ясно заявлено в военном
министерстве Советской России югославскому военному атташе. Организация
белградского путча 27 марта этого года была кульминационным моментом
этой подпольной деятельности сербских заговорщиков и англо-русских
агентов против рейха. Сербский организатор этого путча и руководитель
«Черной руки» господин Зимич до сих пор находится в Москве и в тесном
контакте с органами пропаганды Советской России и сейчас развертывает
там активную деятельность против рейха.
Вышеуказанные факты являются лишь небольшой частью неслыханной
широкомасштабной пропагандистской деятельности СССР в Европе против
Германии. Правительство рейха решило опубликовать имеющиеся в его
распоряжении обширные материалы, чтобы представить на суд мировой
общественности общую картину деятельности служб Советской России в этом
направлении после заключения германо-русских договоров. В целом
правительство рейха вынуждено констатировать:
При заключении договоров с Германией Советское правительство
неоднократно и недвусмысленно заявляло, что оно не намерено прямо или
косвенно вмешиваться в дела Германии. При заключении договора о дружбе
оно торжественно заявляло, что будет сотрудничать с Германией, чтобы в
соответствии с подлинными интересами всех народов как можно ; быстрее
положить конец войне между Германией с одной и Англией и Францией с
другой стороны. В свете вышеуказанных фактов, особенно проявившихся в
дальнейшем ходе войны, соглашения и заявления Советской России оказались
умышленным обманом. Даже все преимущества, достигнутые лишь благодаря
дружественной позиции Германии, не смогли побудить Советское
правительство к лояльному отношению к Германии.
Более того, правительство рейха пришло к убеждению, что тезис Ленина,
еще раз четко изложенный в «Директиве Коммунистической партии Словакии»
от октября 1939 года, согласно которому «возможно заключение договоров с
другими странами, если они служат интересам Советского правительства и
обезвреживанию противника», использовался и при заключении договоров
1939 года. Таким образом, заключение договоров о дружбе было для
Советского правительства лишь тактическим маневром. Единственной целью
для России было заключение выгодных ей соглашений и одновременно
создание предпосылок для дальнейшего усиления влияния Советского Союза.
Главной идеей было ослабление небольшевистских государств, с тем чтобы
легче было их разложить и в подходящий момент разгромить. Это было с
жесткой ясностью отражено в русском документе, найденном после оккупации
в советской миссии в Белграде, в котором говорится: «СССР отреагирует
лишь в подходящий момент. Государства оси еще больше распылили свои
вооруженные силы, и поэтому СССР внезапно нанесет удар по Германии».
III
Если пропагандистская подрывная
деятельность Советского Союза в Германии и в Европе вообще не оставляет
никакого сомнения в его позиции по отношению к Германии, то
внешнеполитическая и военная деятельность Советского правительства после
заключения германо-русских договоров носит еще ярче выраженный характер.
В Москве во время разграничения сфер влияния правительство Советской
России заявило министру иностранных дел рейха, что оно не намеревается
занимать, большевизировать или аннексировать входящие в сферу его
влияния государства, за исключением находящихся в состоянии разложения
областей бывшего Польского государства. В действительности же, как
показал ход событий, политика Советского Союза направлена исключительно
на одно, а именно: в пространстве от Ледовитого океана до Черного моря,
везде, где только возможно, выдвинуть вооруженные силы Москвы на Запад и
распространить большевизацию дальше в глубь Европы.
Развитие этой политики характеризуется следующими этапами:
1. Началом развития этой политики явилось заключение так называемых
договоров о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой в октябре и ноябре
1939 года и возведение военных баз в этих странах.
2. Следующий ход Советской России был сделан по отношению к Финляндии.
Когда требования Советской России, принятие которых грозило бы потерей
суверенитета свободному Финскому государству, были отклонены финским
правительством, Советское правительство распорядилось о создании
коммунистического псевдоправительства Куусинена. И когда финский народ
отказался от этого правительства, Финляндии был предъявлен ультиматум, и
в ноябре 1939 года Красная Армия вошла на территорию Финляндии. В
результате заключенного в марте финско-русского мира Финляндия вынуждена
была уступить часть своих юго-восточных провинций, которые сразу
подверглись большевизации.
3. Спустя несколько месяцев, а именно в июле 1940 года, Советский Союз
начал принимать меры против Прибалтийских государств. Согласно первому
Московскому договору Литва относилась к сфере германских интересов. В
интересах сохранения мира, хотя и скрепя сердце, правительство рейха во
втором договоре по просьбе Советского Союза отказалось от большей части
территории этой страны, оставив часть ее в сфере интересов Германии.
После предъявления ультиматума от 15 июня Советский Союз, не уведомив об
этом правительство рейха, занял всю Литву, т. е. и находившуюся в сфере
влияния Германии часть Литвы, подойдя таким образом непосредственно к
границе Восточной Пруссии. Позднее последовало обращение к Германии по
этому вопросу, и после трудных переговоров, пойдя еще на одну
дружественную уступку, правительство рейха отдало Советскому Союзу и эту
часть Литвы. Затем таким же способом, в нарушение заключенных с этими
государствами договоров о помощи, были оккупированы Латвия и Эстония.
Таким образом, вся Прибалтика вопреки категорическим заверениям Москвы
была большевизирована и спустя несколько недель после оккупации сразу
аннексирована. Одновременно с аннексией последовало сосредоточение
первых крупных сил Красной Армии во всем северном секторе плацдарма
Советской России против Европы.
Между прочим, Советское правительство в одностороннем порядке расторгло
экономические соглашения Германии с этими государствами, хотя по
московским договоренностям этим соглашениям не должен был бы наноситься
ущерб.
4. По вопросу о разграничении сфер влияния на территории бывшего
Польского государства московскими договорами было ясно согласовано, что
о границах сфер влияния не будет вестись никакая политическая агитация,
а деятельность обеих оккупационных властей ограничится исключительно
лишь вопросами мирного строительства на этих территориях. У
правительства рейха имеются неопровержимые доказательства того, что,
несмотря на эти соглашения, Советский Союз сразу же после занятия этой
территории не только разрешил антигерманскую агитацию в польском
генерал-губернаторстве, но и одновременно поддержал ее большевистской
пропагандой в губернаторстве. Сразу же после оккупации и на эти
территории были переброшены крупные русские гарнизоны.
5. В то время как германская армия на Западе вела боевые действия против
Франции и Англии, последовал удар Советского Союза на Балканах, Тогда
как на московских переговорах Советское правительство заявило, что
никогда в одностороннем порядке не будет решать бессарабский вопрос,
правительство рейха 24 июня 1940 года получило сообщение Советского
правительства о том, что оно полно решимости силой решить бессарабский
вопрос. Одновременно сообщалось, что советские притязания
распространяются и на Буковину, т. е. на территорию, которая была старой
австрийской коронной землей, никогда России не принадлежала и о которой
в свое время в Москве вообще не говорилось. Германский посол в Москве
заявил Советскому правительству, что его решение является для
правительства рейха совершенно неожиданным и сильно ущемляет германские
экономические ин-; тересы в Румынии, а также приведет к нарушению жизни
крупной местной немецкой колонии и нанесет ущерб немецкой нации в
Буковине. На это господин Молотов ответил, что дело исключительной
срочности и что Советский Союз в течение 24 часов ожидает ответ
правительства рейха. И на этот раз [правительство Германии] во имя
сохранения мира и дружбы с Советским Союзом решило вопрос в его пользу.
Оно посоветовало румынскому правительству, обратившемуся за помощью к
Германии, пойти на уступку и рекомендовало ему отдать Советской России
Бессарабию и Северную Буковину. Наряду с положительным ответом
румынского правительства Германия передала Советскому правительству
просьбу румынского правительства о предоставлении ему времени для
эвакуации населения с этих больших территорий и для обеспечения жизни и
сохранности имущества местных жителей. Однако Советское правительство
снова предъявило Румынии ультиматум и еще до истечения его срока — 28
июня начало оккупацию части Буковины, а затем и всей Бессарабии до
Дуная. И эти территории были тотчас аннексированы Советским Союзом,
болыиевизированы и этим самым фактически разорены.
Оккупация и большевизация Советским правительством территории Восточной
Европы и Балкан, переданных Советскому Союзу правительством рейха в
Москве в качестве сферы влияния, полностью противоречат московским
договоренностям. Несмотря на это, правительство рейха даже тогда заняло
по отношению к СССР более чем лояльную позицию. Оно проявило полный
нейтралитет в финской войне и прибалтийском вопросе, поддержало позицию
Советского правительства по отношению к румынскому правительству и
смирилось, хотя и скрепя сердце, с реалиями, сложившимися в результате
действий Советского правительства. Кроме того, чтобы с самого начала
исключить возможность разногласия между обоими государствами, оно
предприняло широкую акцию по переселению в Германию всех немцев с
занятых СССР территорий. Правительство рейха считает, что вряд ли можно
было представить более веское доказательство своего желания к
длительному примирению с СССР.
IV
Экспансия России на Балканах вызвала
территориальные проблемы в этом районе. Летом 1940 года Румыния и
Венгрия обратились к Германии с целью урегулирования их спорных
территориальных вопросов, после того как в конце августа из-за этих
разногласий, разжигаемых английскими агентами, возник острый кризис.
Румыния и Венгрия находились на грани войны между собой. Германия,
которую Венгрия и Румыния неоднократно просили о посредничестве в их
споре с целью сохранения мира на Балканах, совместно с Италией
пригласила оба государства на конференцию в Вену, и по их просьбе 30
августа 1940 года состоялось решение Венского арбитража. В результате
этого была установлена новая венгсрско-румынская граница, а Германия и
Италия, стремясь помочь румынскому правительству разъяснить своему
народу причины понесенных им территориальных жертв и исключить в будущем
любые столкновения в этом районе, приняли на себя обязательства гарантов
Румынского государства в теперешних его границах. Так как русские
претензии в этом районе были удовлетворены, эти гарантии никак не могли
быть направлены против России. Несмотря на это, Советский Союз обжаловал
это решение и вопреки своим прежним заявлениям о том, что с
присоединением Бессарабии и Северной Буковины его претензии на Балканах
удовлетворены, заявил о своих дальнейших интересах на Балканах, не
определив их пока конкретно.
С этого момента все четче вырисовывается направленная против Германии
политика Советской России. Правительство рейха получает теперь все более
конкретные сообщения о том, что переговоры английского посла Криппса в
Москве, тянущиеся уже очень.долго, развиваются в благоприятной
атмосфере. Одновременно правительство рейха овладело документами,
свидетельствующими об интенсивных военных приготовлениях Советского
Союза во всех областях. Эти документы подтверждаются и найденным недавно
в Белграде отчетом югославского военного атташе в Москве от 17 декабря
1940 года, в котором, между прочим, дословно говорится: «По данным,
полученным из советских кругов, полным ходом идет перевооружение ВВС,
танковых войск и артиллерии с учетом опыта современной войны, которое в
основном будет закончено к августу 1941 года. Этот срок, очевидно,
является и крайним (временным) пунктом, до которого не следует ожидать
ощутимых изменений в советской внешней политике».
Несмотря на недружественную позицию Советского Союза в балканском
вопросе, Германия прилагает новые усилия к улучшению взаимопонимания с
СССР, и министр иностранных дел рейха в письме к господину Сталину дает
широкое изложение политики правительства рейха после московских
переговоров. В письме особенно подчеркивается следующее: при заключении
Тройственного пакта Германия, Италия и Япония единодушно исходили из
того, что этот пакт никоим образом не направлен против Советского Союза,
а дружественные отношения трех государств и их договоры с СССР вообще не
должны затрагиваться этим соглашением. В Тройственном пакте, подписанном
в Берлине, это зафиксировано и документально. Одновременно в письме
выражается желание и надежда государств Тройственного пакта на
дальнейшее улучшение дружественных отношений с Советским Союзом и
придание им конкретной формы. С целью дальнейшего обсуждения этих
вопросов министр иностранных дел рейха приглашает господина Молотова в
Берлин.
Во время визита господина Молотова в Берлин правительство рейха
вынуждено было установить, что Россия готова к действительно
дружественному сотрудничеству с государствами Тройственного пакта, и в
особенности с Германией, лишь в том случае, если она готова выполнить
поставленные Советским Союзом условия. Эти условия заключаются в
дальнейшем проникновении Советского Союза на Север и Юго-Вос-ток Европы.
В Берлине и на последующих дипломатических переговорах с германским
послом в Москве господин Молотов выдвинул следующие требования:
1. Советский Союз хочет предоставить Болгарии гарантии и в добавление к
этому заключить с этим государством договор о взаимопомощи по образцу
договоров о взаимопомощи в Прибалтике, т. е. с военными базами, в то
время как господин Молотов заявляет, что это не коснется внутреннего
режима Болгарии. С этой целью русский комиссар Соболев посетил в это
время Софию.
2. Советский Союз требует заключения договора с Турцией с целью создания
базы для сухопутных и военно- морских сил на Босфоре и Дарданеллах на
основе долгосрочной аренды. В случае, если Турция не согласится с этим,
Германия и Италия должны присоединиться к русским дипломатическим
мероприятиям по принуждению ее к выполнению этих требований. Эти
требования сводятся к господству СССР на Балканах.
3. Советский Союз заявляет, что он вновь ощущает угрозу со стороны
Финляндии, и поэтому требует полного отказа Германии от Финляндии, что
практически означает оккупацию этого государства и истребление финского
народа.
Естественно, Германия не могла принять эти русские требования,
выполнение которых Советское правительство считало предварительным
условием присоединения к государствам Тройственного пакта. Этим самым
усилия государств Тройственного пакта по достижении взаимопонимания с
Советским Союзом потерпели фиаско. В результате этой германской позиции
Россия усилила уже более открыто направленную против Германии политику,
а ее все более тесное сотрудничество с Англией становилось очевидным. В
январе 1941 года эта отрицательная русская позиция впервые проявилась и
в дипломатической сфере. Когда в этом месяце Германия предприняла в
Болгарии определенные контрмеры против высадки британских войск в
Греции, русский посол в Берлине в официальном демарше указал на то, что
Советский Союз считает территорию Болгарии и зону обоих проливов зоной
безопасности СССР и что он не может равнодушно относиться к событиям в
этих районах, угрожающим его безопасности. Поэтому Советское
правительство предостерегает от появления германских войск на территории
Болгарии и в зоне обоих проливов.
В ответ на это правительство рейха дало Советскому правительству
исчерпывающие разъяснения причин и целей военных мер Германии на
Балканах. Оно указало на то, что Германия всеми силами и средствами
будет препятствовать закреплению Англии в Греции, по она не намеревается
занимать проливы, а будет уважать суверенитет Турции. Проход германских
войск через территорию Болгарии не может считаться ущемлением интересов
безопасности Советского Союза, правительство рейха, напротив, полагает,
что эти операции служат и советским интересам. После проведения операций
на Балканах Германия выведет оттуда свои войска.
Несмотря на это заявление правительства рейха, Советское правительство в
свою очередь сразу же после ввода германских войск опубликовало в адрес
Болгарии заявление явно враждебного антигерманского характера, смысл
которого сводился к тому, что присутствие германских войск в Болгарии
служит не делу мира на Балканах, а интересам войны. Объяснение этой
позиции дали правительству рейха участившиеся к этому времени сообщения
о все более тесном сотрудничестве между Советской Россией и Англией.
Несмотря на это, Германия и на этот раз не отреагировала. К этой же
категории относится и обещанное в марте 1941 года Советским Союзом
Турции прикрытие с тыла в случае, если она вступит в войну на Балканах.
Это было, как стало известно правительству рейха, результатом
англо-русских переговоров во время визита британского министра
иностранных дел в Анкару, усилия которого были направлены на то, чтобы
таким путем глубже втянуть Россию в английскую игру.
V
С возникновением Балканского кризиса в начале апреля этого года
усиливающаяся с этого времени агрессивная политика Советского
правительства по отношению к германскому рейху и до сих пор в некоторой
степени завуалированное сотрудничество между Советским Союзом и Англией
становятся очевидными всему миру. Сегодня однозначно установлено, что
путч, затеянный в Белграде после присоединения Югославии к Тройственному
пакту, был устроен Англией с согласия Советской России. Уже давно, а
именно с 14 ноября 1940 года, Россия тайно вооружала Югославию против
государств оси. Бесспорным доказательством этому являются документы,
попавшие в руки правительства рейха после занятия Белграда, которые
раскрывают каждую фазу этих русских поставок оружия Югославии. После
удавшегося путча Россия 5апреля заключает с незаконным сербским
правительством Симоновича дружественный пакт, который должен был
укрепить позиции путчистов и помочь своим весом сплочению совместного
англо-югославо-греческого фронта. 6 апреля 1941 года помощник
американского госсекретаря господин Самер Уэлс, неоднократно
встречавшийся до этого с советским послом а Вашингтоне, с явным
удовлетворением констатирует в связи С этим: «При известных условиях
русско-югославский пакт может иметь огромное значение, он затрагивает
многосторонние интересы, и имеются основания полагать, что он
представляет собой нечто большее, чем только лишь пакт о дружбе и
ненападении».
Итак, в то время, когда германские войска были сосредоточены на
территории Румынии и Болгарии против массированной высадки английских
войск в Греции, Советский Союз, теперь уже в явном сговоре с Англией,
пытается нанести Германии удар в спину, а именно:
1) открыто поддерживает Югославию, политически и тайно оказывает ей
военную помощь;
2) заверяя Турцию в поддержке, пытается побудить ее к занятию
агрессивной позиции по отношению к Болгарии и Германии и к вводу
турецких войск во Фракию в весьма неблагоприятной военной обстановке;
3) сам сконцентрировал крупные военные силы на румынской границе, в
Бессарабии и у Молдовы;
4) внезапно в начале апреля заместитель народного комиссара иностранных
дел Вышинский в беседах с румынским посланником Гафеску в Москве
предпринимает попытку начать политику быстрого сближения с Румынией с
целью побудить ее к отходу от Германии. Английская дипломатия при
посредничестве американцев в Бухаресте предпринимает усилия в этом же
направлении.
Согласно англо-русскому плану по германским войскам в Румынии и Болгарии
планировалось нанесение удара с трех сторон, а именно: из Бессарабии,
Фракии и Сербии—Греции. Лишь благодаря лояльности генерала Антонеску,
реалистической позиции турецкого правительства и прежде всего
оперативному вмешательству Германии и решающим победам германской армии
этот англо-русский план был сорван. Как стало известно правительству
рейха из сообщений, почти 200 югославских самолетов с советскими и
английскими агентами, а также с сербскими путчистами под руководством
господина Зимина частично отправлены в Россию, где эти офицеры служат
сегодня в русской армии, а частично — в Египте. Уже один этот факт
представляет в особом свете тесное сотрудничество Англии и России с
Югославией.
Советское правительство напрасно пыталось всячески замаскировать
истинные цели своей политики. Советское правительство, поддерживая в
последнее время экономические сношения с Германией и предприняв ряд
отдельных мер, хотело продемонстрировать всему миру якобы нормальные или
"даже дружественные отношения с Германией. Сюда следует отнести высылку
им несколько недель тому назад норвежско-то, бельгийского, греческого и
югославского посланников, обход молчанием британской прессой
германо-русских отношений, организованный британским послом Криппсом по
согласованию с Советским правительством, и, наконец, опубликованное
недавно опровержение ТАСС, изображавшее отношения между Германией и
Советской Россией вполне корректными. Эти отвлекающие маневры,
находящиеся в вопиющем противоречии с действительной политикой
Советского правительства, не смогли ввести в заблуждение правительство
рейха.
Враждебная по отношению к Германии политика Советского правительства в
военной области сопровождалась постоянно усиливающейся концентрацией
всех располагаемых Россией вооруженных сил на широком фронте от
Балтийского до Черного моря. Уже в то время, когда Германия основное
внимание уделяла французской кампании на Западе и когда на Востоке
находилось лишь незначительное количество германских войск, русское
верховное командование начало систематическую переброску крупных
контингентов войск к восточной границе рейха, причем сосредоточение
основных сил было установлено у границ Восточной Пруссии и
генерал-губернаторства, а также на границе с Румынией в Бессарабии и
Буковине. Постоянно усиливались и русские гарнизоны на I границе с
Финляндией. Дальнейшими мероприятиями в этом I направлении была
переброска все новых русских дивизий из Восточной Азии и с Кавказа на
территорию европейской части России. После того как Советское
правительство в свое время заявило, что, к примеру, в Прибалтику оно
введет лишь небольшое количество войск, только в этом районе после его
оккупации оно постоянно увеличивало там концентрацию своих войск,
насчитывающих сегодня 22 дивизии. Этим самым складывается впечатление,
что русские войска все ближе подходили к германской границе, хотя с
германской стороны не предпринимались никакие военные меры, которыми
можно было бы мотивировать такие действия русских. И лишь эти действия
русских вынудили германские вооруженные силы к принятию контрмер. Кроме
этого, отдельные части русских сухопутных сил и ВВС выдвинулись вперед,
а на аэродромах вдоль германской границы сконцентрированы крупные части
ВВС. Следует также отметить неоднократные нарушения в начале апреля
границы и участившиеся случаи пролета русских самолетов над территорией
германского рейха. По сообщениям румынского правительства, такие же
случаи имели место и в румынских приграничных районах Буковины, Молдовы
и Дуная.
Верховное главнокомандование вермахта с начала года неоднократно
указывало внешнеполитическому руководству рейха на возрастающую угрозу
территории рейха со стороны русской армии и при этом подчеркивало, что
причиной этого стратегического сосредоточения и развертывания войск
могут быть только агрессивные планы. Эти сообщения Верховного
главнокомандования вермахта со всеми подробностями будут доведены до
общественности. Если и было малейшее сомнение в агрессивности
стратегического сосредоточения и развертывания русских войск, то оно
было полностью развеяно сообщениями, полученными Верховным
главнокомандованием вермахта в последние дни. После проведения всеобщей
мобилизации в России против Германии развернуто не менее 160 дивизий.
Результаты наблюдения за последние дни свидетельствуют о том, что
созданная группировка русских войск, в особенности моторизованных и
танковых соединений, позволяет Верховному Главнокомандованию России в
любое время начать агрессию на различных участках германской границы.
Донесения об усилившейся разведывательной деятельности, а также
ежедневные сообщения о происшествиях на границе и стычках между
сторожевыми охранениями обеих армий дополняют картину крайне
напряженной, взрывоопасной военной обстановки. Поступающая из Англии
информация о переговорах английского посла Криппса с целью дальнейшего
укрепления сотрудничества между политическим и военным руководством
Англии и Советской России, а также воззвание бывшего всегда врагом
Советов лорда Бивербрука о всемерной поддержке России в будущей борьбе и
призыв к Соединенным Штатам сделать то же самое неопровержимо
свидетельствуют о том, какую судьбу уготовили немецкому народу.
ОСНОВЫВАЯСЬ НА ИЗЛОЖЕННЫХ ФАКТАХ, ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕЙХА ВЫНУЖДЕНО
ЗАЯВИТЬ:
Советское правительство вопреки своим обязательствам и в явном
противоречии со своими торжественными заявлениями действовало против
Германии, а именно:
1. Подрывная работа против Германии и Европы была не просто продолжена,
а с началом войны еще и усилена.
2. Внешняя политика становилась все более враждебной по отношению к
Германии.
3. Все вооруженные силы на германской границе были сосредоточены и
развернуты в готовности к нападению.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРЕДАЛО И НАРУШИЛО ДОГОВОРЫ И
СОГЛАШЕНИЯ С ГЕРМАНИЕЙ. НЕНАВИСТЬ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ МОСКВЫ К
НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМУ ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗУМА. БОЛЬШЕВИЗМ —
СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВРАГ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА.
БОЛЬШЕВИСТСКАЯ МОСКВА ГОТОВА НАНЕСТИ УДАР В СПИНУ НАЦИОНАЛ-
СОЦИАЛИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ, ВЕДУЩЕЙ БОРЬБУ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ НЕ МОЖЕТ БЕЗУЧАСТНО ОТНОСИТЬСЯ К СЕРЬЕЗНОЙ УГРОЗЕ
НА ВОСТОЧНОЙ ГРАНИЦЕ. ПОЭТОМУ ФЮРЕР ОТДАЛ ПРИКАЗ ГЕРМАНСКИМ ВООРУЖЕННЫМ
СИЛАМ ВСЕМИ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОТВЕСТИ ЭТУ УГРОЗУ. НЕМЕЦКИЙ НАРОД
ОСОЗНАЕТ, ЧТО В ПРЕДСТОЯЩЕЙ БОРЬБЕ ОН ПРИЗВАН НЕ ТОЛЬКО ЗАЩИТИТЬ РОДИНУ,
НО И СПАСТИ МИРОВУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ ОТ СМЕРТЕЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ БОЛЬШЕВИЗМА И
РАСЧИСТИТЬ ДОРОГУ К ПОДЛИННОМУ РАСЦВЕТУ В ЕВРОПЕ.
Берлин, 21
июня 1941 года
|