VN Para Bellum

GERMANY Немецкие "плавающие танки"


 

 
 Германия 

 

разведать

 

 

 
 
 Главная страница
 FAQ                
 
 
 Пишите мне 
 Обновления

 

 

Подводное форсирование немецким танками

(Tauchpanzer III)

16 июля 1940 немецкое командование приняло план вторжения германских войск в Англию - "Морской лев" ("Seelove") с готовностью на 15 августа. Срок начала операции неоднократно переносился, пока в конце концов её не отменили. Тем не менее, немцы успели основательно подготовиться к десантированию. Были разработанны и изготовленны морские транспорты, и десантные суда. Согласно утверждённому плану немецким танкам предписывалось пройти участок от транспортной баржи до берега своим ходом. Для этого был сформирован 18-й танковый полк укомплектованный специальными танками с оборудованием для подводного вождения. За основу взяли PzKpfw III Ausf F,G,H и успели переоборудовать 168 машин.

Tauchpanzer Pz III Ausf F, оборудованный для операции "Морской лев"
Pz III Ausf F, оборудованный для операции "Морской лев". Обратите внимание на герметично задраенную командирскую башенку и моторное отделение. Хорошо виден воздухозаборный шланг.

Со временем операцию "Морской лев" отменили и решили перепрофилировать "плавающие" танки для форсирования рек.

Первое боевое крещение немецкие танки-амфибии получили 22 июня 1941, когда форсировали р.Южный Буг надалеко от Бреста. Форсирование совершил 1-й батальон Манфреда Штрахвица 18-го ТП. В 04.45 танк №1 унтер-офицера Виршина первым вошёл в реку.

Tauchpanzer Pz III Ausf F, выезджает из р.Буг
Pz III Ausf F, выезджает из р.Буг в районе Бреста.

Изначально, подводное оборудование устанавливалось для конкретной операции, и являлось явным техническим успехом. Однако, позднее, эта идея сыграла злую шутку с немецким танкостроением. Начиная с PzKpfw Ausf VI Tiger I, на германских танках стал быстро прогрессировать избыточный вес. Тяжёлые машины уже не всегда могли пройти по капитальным мостам и совсем не могли по наплавным. А о форсировании реки на пароме теперь не было и речи.  Тактическое применение новых танков заметно ухудшилось. В качестве выхода, немецкие конструкторы предложили интегрировать устройства подводного форсирования ещё на стадии проектирования танка. Звучало заманчиво, а на практике,  оказалось обычной отговоркой неумения контролировать рост веса и мощности. Подводное оборудование заняло ограниченные внутренние объёмы танка. В итоге, перегруженные двигатели находились в тесных отсеках и не получая достаточного обдува, часто перегревались. А движение по холмистой местности стало серьёзной проблемой для новых танков и сопровождалось постоянными перегревами. Но, что самое интересное, все эти беды не компенсировались подводным форсированием. В боевых условиях, из-за абсолютной бесполезности, ОПВТ просто снималось с танков экипажами. Это подтверждает, тот факт, что командование даже не расчитывало в своих планах на "водолазные" способности тяжёлых танков. Иначе оно не позволило бы ремонтным мастерским демонтировать ОПВТ. А позднее, уже и на заводах перестали снабжать танки ОПВТ, это удешивило производство, но ни как не улучшило надёжность. Такой шаг производителей явился прямым признанием того, что ОПВТ оказалось вредной и даже преступной уловкой немецких конструкторов, к которой прибегли, чтобы протащить свои несовершенные проекты в серийное производство.

1 декабря 1944 под Саарбрюккеном Союзники взяли в плен немецкого офицера, который сообщил много интересного о подводном вождении танков.

"Пленный утверждает, что работы по созданию плавающих танков начались в Германии сразу же после завершения французской компании. Экспериментальный центр был дислоцирован на территории танковой школы в Путлосе. Для потенциальных членов экипажа танков-амфибий были установлены строгие критерииотбора. От танкистов требовались не только отменное здоровье, физическая выносливость, способность выдерживать высокое давление, но и общий высокий интелектуальный и образовательный уровень. Источник информацииоказался в Путлосской танковой школе осенью 1941, причём егго 12-дневное пребывание пришлось как раз на тот период, когда все работы по подготовке экипажей плавающих танков были в целом завершены.

Pz-VI Тигр выезджающий из воды
Pz-VI Тигр выезджающий из воды. Справа, сзади башни виден шнорхель.

Личный опыт погружения. Источние информации не получал каких-либо официальных инструкций из Путлоса. Он учавствовал в двух погружениях, первое из которых длилось 15 минут, второе - 5. Для спуска танков в воду в танковой школе на берегу был установлен специальный подъездной путь. Информант лично оба раза опускался на глубину порядка 25 м, однако слышал о случаях погружения на 40 м.

Организация и структура частей плавающих танков. По утверждению источнока информации, осенью 1941 в Германии были созданы экспериментальные батальоны плавающих танков. Ими стали треть батальоны 3-го, 18-го и 6-го танковых полков, получив соответствующие наименования А, В и С.Каждый экспериментальный батальон насчитывал порядка 60 танков типа PzKpfw III, переоборудованных для движения под водой. В 1941 танки PzKpfw III 3-го батальона 6-го танкового полка (или экспериментальный батальон С) под командованием еавалера Рыцарского креста капитана Шнейдеркостеллки принимали участие в форсировании Днепра. Источник информации подчёркивает, что река в месте форсирования составляла порядка 3000 м в ширину и примерно 10-15 м в глубину. Во время форсирования два танка завязли в грязи и временно вышли из строя. Информант утверждает, что точно таким же способом в июне 1941 немецкие танки проедолели Буг.

Источник информации лично не принимал участия в форсирования водных преград и никогда не был членом экипажа такнов экспериментальных батальонов.

Экспериментальный батальон плавающих танков С потерял в России все свои танки, поэтому был переформирован в обычный 3-й танковый батальон 6-го танкового полка.

По утверждению информанта, крупным специалистам по плавающим танкам быыл обер-лейтенант Вишневски, погибший во время боевой операции.

Типы плавающих танков. По утверждению источника, "подводные" танки создавались на базе боевых машин PzKpfw II, PzKpfw III, PzKpfw IV, PzKpfw V и PzKpfw VI, причём танки типа PzKpfw II и PzKpfw IV в основнеом использовались для обучения экипажей и экспериментальных целей, тогда как PzKpfw III специально преобразовывались под плавающие машины.

Подача воздуха. Источник утверждает, что на "плавающих" "Пантерах" используется резиновый шланг с поплавками. Он лично видел соединения для шланга на заднем отверстии воздухозаборника, однако никогда не видел эту систему в действии.

Радиостанция на танках PzKpfw III. Источник утверждает, что радиостанция плавающих "троек" снабжена воздушной трубой с поплавком. Поплавок имеет специальный крючёк для радиостанции. Источник не знает, применялись ли подобные приспособления во время форсирования Днепра, однако они реально использовались в Путлосе во время испытания танков на водонепроницаемость. По поплавку и мачте радиостанции легко проследить траекторию подводного продвижения танка.

Кислородные баллоны. По сведениям источника, на глубине порядка 30 м предусмотренно обязательное использование кислородных баллонов, однако он лично никогда не видел этой процедуры в действии.

Остановка двигателя под водой. Источник сообщил, что проводились специальныне эксперименты, в ходе которых предпринимались попытки запустить под вожой заглохший двигатель танка, однако все попытки окончились неудачно, поэтому в таких случаях экипажу приходилось срочно подниматься на поверхность, бросая танк. В Путлосе затонувшие танки поднимали с помощью специальных ремонтных судов, но в ходе боевых операций такие машины навсегда оставались на дне.

Обеспечение водонепрницаемости танка. По информации источника, маска пушки, люки и прочие соединения деталей танка запечатывались герметиком на резиновой основе. Танковая пушка закрывалась резиновым чехлом, при этом ствол оставался открытым, так, что на берегу, прежде чем начать стрельбу, приходилось опускать ствол и сливать набравшуюся внутрь воду.

Подводное движение. Направление подводного движения определялось с помощью обычного гирокомпаса, которым снабжены все наземные отанки.

Откачивание воды. Когда уровень воды в башне поднимался выше 5 см, водительначинает откачку с помощью помпы.

Ведение огня под водой. В танках не предусмотренно никаких специальных приспособлений для открытия огня под водой.

Опасность отравления окисью углерода. В течении всего времени погружения танка в обязанность заряжающего входит обязательное проведение замеров уровня концентрации окиси углерода в танке. При малейшей угрозе экипаж должен немедленно всплывать на поверхность, используя предусмотренные люки и средства спасения. Перед тем, как открыть люки и всплыть, экипаж должен затопить боевое отделение, чтобы выровнять внутреннее и внешнее давление на корпусе танка.

Натяжение гусениц под водой. Источник объяснил, что перед тем как форсировать реку, нееобходимо предварительно исследовать поверхность дна. Для прохождения танков дно должно быть достаточно твёрдым. Действующая на танк выталкивающая сила уменьшает его давление на поверхность, что, в свою очередь, ведёт к ослаблению сцепления гусениц с грунтом. В качестве иллюстрации к своим словам источник рассказал, что во время своего первого погружения он с изумлением обратил внимание на вращающуюся стрелку гирокомпаса. Оказывается, они слишком забрали влево, и танк сделал полный оборот вокруг своей оси.

Подготовка к погружению. Источник лично принимал участие в подготовке экипажа танка PzKpfw III к погружению. Процедура, в которой принимали участие вс6е пять членов экипажа, заняла в общей сложности 45 минут. Вначале нужно отключить привод к вентилятору радиатора, затем закрыть пространство под башней и мотором, а также все остальные уязвимые для воды места танка, предварительно обработанные герметизирующим веществом.

Источник пояснил, что даже под водой во внутренних отсеках танка никогда не бывает слишком жарко. Холодная вода является превосходной охлаждающей системой как для двигателя, так и для остальных отделений танка."(По докладу источника PW OS/95, танкиста 5-го ТБ 25-й ТД. CSDIC (UK) SIR 1364.)

 

 

 

ParaBellum

Copyright © 2002  VN Para Bellum. All rights reserved.
Отредактированно:
29-04-2003.

 

Хостинг от uCoz