Panzerjaeger G-13
В 1947 Швейцария закупила у Чехословакии 150
(или 158)
Хетцеров и после незначительной модификации Хетцеры с заводов
"Skoda" отправили заказчику.
На новой родине Hetzer периименовали в Panzerjaeger G-13. В период с 1947 по 1952 Чехословакия тесно сотрудничала со
Швейцарией и поставляла послевоенные варианты Hetzer и запчасти. Боевой
вес швейцарского Hetzer был на 1 тонну меньше немецкого. У G-13 появился
2-камерный дульный тормоз, командир и заряжающий поменялись местами. На
крыше устанавливалась вращающаяся немецкая оптика от пулемёта и
командирская смотровое устройство в бронированной башенке. Пулемёт стал
храниться внутри, на задней стенке боевого отделения. Выхлопную систему
пределали. В 1952-53 2/3 G-13 снабдили новыми дизельными
8-цилиндровым двигателями Saurer CH2DRM. Новый двигатель имел
значительно больший объём - 11.64 см. куб. вместо 7.75 см. куб. Расход
топлива на 100км составил всего 60л вместо 180л. Экономичность силовой
установки, позволила уменьшить топливный бак до 115л вместо прежних
250л, а это дало значительно выиграть в полезном заброневом объёме.
Скорость G-13 осталась на уровне 25-30 км/ч, запас хода тоже почти не
изменился
На левой стенке, снаружи находится ящик, в которм
швейцарцы разместили телефон и иноерком. С помощью этого устройства
можно находясь снаружи переговариваться с командиром, который сидит в
машине.
САУ простояла на вооружении Швейцарииии до 1970.
После "увольнения" из армии швейцарские
G-13 были частичнно утилизированны, а частично
разошлись по музеям и коллекциям. Нередко покупатели списанных
G-13 пытались и пытаются придать машинам
максимально возможную схожесть с немецким Hetzer.
Не исключено, что такими темпами, скоро уже швейцарский Hetzer станет
серьёзным раритетом.
Швейцарский Panzerjaeger G-13. Слева
от радиоустройства - три вертикальные планки для крепления навесных
фрагментов гусеницы, для дополнительной защиты слабых бортов.
Тип САУ |
HETZER |
G-13 |
G-13
(поздний) |
Основные ТТХ |
Длина со стволом |
6.27 м |
6.27 м |
6.27 м |
Длина корпуса |
4.87 м |
4.85 м |
4.85 м |
Ширина |
2.63 м |
2.65 м |
2.65 м |
Высота |
2.10 м |
2.10 м |
2.10 м |
Боевой вес |
16,000 кг |
15,000 кг |
15,000
кг |
Экипаж |
4
человека |
4
человека |
4
человека |
Ширина гусеницы |
0.35 м |
0.35 м |
0.35 м |
Клиренс |
0.38 м |
0.425 м |
0.425 м |
Брод |
0.9 м |
1.1 м |
1.1 м |
Произвадитель
двигателя |
Praga |
Praga |
Saurer |
Тип двигателя |
epa AC 6-цилиндровый |
epa AC 6-цилиндровый |
CH2DRM 8-цилиндровый |
Топливо |
газоил |
газоил |
дизельное |
Объём двигателя |
7.75 л |
7.75 л |
11.64 л |
Мощность |
150 л.с.@2600 об/мин |
160 л.с.@2600 об/мин |
150 л.с.@2000 об/мин |
Максимальная скорость |
40 км/ч |
42
км/ч |
42 км/ч |
Максимальная практическая скорость по
дороге |
25/30 км/ч |
25/30 км/ч |
25/30 км/ч |
Автономность по шоссе |
180 км |
170 км |
Почти одинаковая |
Автономность по просёлку |
130 км |
130 км |
Почти одинаковая |
Расход топлива, шоссе |
180 л /1 00 км |
180 л /1 00 км |
60 л /100 км |
Расход топлива, просёлк |
250 л / 100 км |
250 л / 100 км |
115 л /100 км |
Объёмы жидкостей |
Вода в охладителе |
50 л |
50 л |
75 л |
Моторное масло |
24 л |
24 л |
29 л |
Трансмиссия с охладителем |
14 л |
14 л |
14 л |
Дифференциал |
3 л |
4 л |
4 л |
Запас топлива |
320 л |
300 л |
210 л+ 40 л в запасе |
TTX и габариты
Hetzer и G-13 обоих
модификаций не совсем упорядочены - это можно объяснить тем, что
составители инструкций считали, что особых отличий не было. ТТХ в
послевоенных наставлениях компании Skoda за
1946г мало отличаются от швейцарских.
ТТХ Hetzer
взяты из D 652/63 Jagdpanzer 38 Handbuch
fur den Panzerfahrer 1.11.44.
TTX
G-13 взяты из 54.103d Betriebsvorschrift Panzerjaeger G 13
Anleitung fur
Panzermechaniker редакции 1954г.
Часть материала
предоставил сайт
Jagdpanzer 38
(на английском)
|