Jagdpanzer 38 (t) Starr
Возникновение жёсткого
крепления пушки
Немецкие
контсрукторы давно косо смотрели на откатный механизм танковой пушки со
всеми его неизбежными недостатками. Первыми, кто добился практического
результата в создании безоткатного танкового орудя в 1943 были профессор
Ванингер (Waninger)
из компании Rheinmetall-Borsig и полковник Schaede из Министерства
вооружений. Они выдвинули следуюшие аргументы в пользу безоткатной
танковой пушки:
-экономия внутреннего пространства
машины и соответственно увеличение боекомплекта
-экономия человеко-часов при
производстве
-экономия времени на подготовку
экипажа
Но оставалась проблема погашения
отдачи при выстреле.
Первые практические
опыты проходили на полигоне
Unterluss.
Советский 120мм миномёт устанавили практически горизонтально уперев
почли в центр наклонной бронеплиты. Затем, это устройство поставили на
базу лёгкого танка Pz II.
Очевидно выбор Pz II
диктовался тем, что на его основе существовало мощное САУ
Wespe.
Горизонтальная наводка отсутствовала, а вертикалная осуществлялась за
счёт удлинения или укорачивания детали, которая поддерживала ствол у
самого среза. Серия из 10-20 выстрелов показала, что в результате отдачи
11-тонная машина смещается на 8 дюймов с выключенными тормозами и на 6
дюёмов с включенным. Отдача было на 15-20% меньше, чем у
the 7.5cm StuK 40 L/48.
Неожиданное
отсутствие поломок вызвало удивление. Таким образом эксперимет доказал,
что идея безоткатных танковых орудий вполне реальна.
Первая экспериментальная конструкция
Alket
В начале 1944 фирма
Alket
при консультации полковника
Schaede
выпустила две пробных установки
7.5cm StuK 40 L/48
жёстко закреплённых на PzJag IV. Пушка имела довольнго ограниченные углы
горизонтальной и вертикальной наводки. Предстояло установить прицел.
Пушка была смещена от центра
вправо на 6 дюймов и крепилась в устройстве карданного типа, которое
закрывалось колоколообразным кожухом. Внутренняя часть карданного
крепления состояла из трубчатой люльки с расширением сзади слева. Ствол
жёстко размещался в люльке. Колёса горизонтальной и вертикальной наводки
имели обычную конструкцию и требовали прочного кронштейна на левой
стороне пушки. Эта скоба, вместе с механизмом наведения, предстаавляли
большую ассиметричную массу, которая при стрельбе, влияла на
нежелательное движение эксцентрически расположенной пушки. Колёса
вертикальной и горизонтальной наводки являлись чрезвычайно простыми в
изготовлении и должны были иметь крепкую конструкцию, поскольку они
должны были испытывать на себе прямое воздействие ускорений лобовой
питы.
Прицельное устройству оставалось
таким же как и на предыдущих САУ и перемещалось по горизонтали вмексте
со стволом. Прицелу требовался большой проём в крыше рубки, что можнео
отнести к большому недостаткку, не смотря на то, что это пространство
прикрывалось аркообразной сдвижной бронёй.
Затвор открывался и закрывался
вручную и снабжался электроспуском. Отражатель извлеекаемых гильз,
служил одновременно лотком зарядания и был сконструирован в виде
подпружиненного щитка.
Испытания первой конструкции фифрмы Alket
Впервые данное
устройство было испытанно на полигоне в
Kummersdorf
в сентябре 1944 и подтвердило свою эффективность. Тем не менее выявились
серьёзные проблемы: малый угол горизонтальной наводки и прицел. При
стрельбе отдача передавалась через колесо горизотальной наводки и была
такой сильной, что после выстрела он почти два дня не мог действовать
своей рукой. Заодно слетал с крепления прицел и ломались другие
устройства.
Стрельба на 500-1000 м не
отличалась меткостью. Это вызывалось асаиметрической массой механизмаов
наведения и эксцентрическим размещением самой пушки.
Выход прицела из
строя попытались исправить за счёт устройств абсорбирующих отдачу. В
итоге, Цейс (Zeiss) разработал новый прицел с улучшенными
характеристиками. Вместе с тем были испытаны всевозможные
отдаче-поглощающие устройства для колёс горизонтальной наводки и внесены
прочие многочисленные усовершенствования.
Wa Pruf
4 и Wa
Pruf 8 выпустили детальные
доклады, в которых говорилось, что были достигнуты огромные успехи в
последних уже ожидаемых деталях.
Вторая
конструкция фифрмы Alket: Hetzer
Высокий приоритет
проекта поспособствовал его продвиженю. Не смотря на то, что ещё имелись
дефекты, которые нуждались в устранении, отдел поставок полковника
Шаеде (Schaede)
выдал заказ на 100 обрзцов нового оборудовавния для корпуса
PzJag.
38(t)
“Hetzer”.
Улучшения надлежало внедрять в новые машины пока продолжались испытания.
Пушку всё также установили в карданном устройстве и со смещением вправо.
Механизмы наведения орудия тоже остались неизменными и ослабляли плиту.
Крепление прицела переработали, но в целом, за редким исключением вышло
ещё хуже чем было.
Сразу как только
Alket
начал испытания в Хиллерслебене (Hillersleben)
выяснилось, что машина не готова к боевому применению. Держаться за
колёса наведения было по прежнему невозможно, а обзор вообще оказался
ниже всякой критики. При стрельбе на 500м рассеивание составляло 80см по
вертикали 120см по горизонтали. Но поскольку Гитлер определил 20 апреля
1945, как дату, когда машины должны вступить в строй, то САУ запустили в
серию. Когда же наконец получили результаты испытаний, то производство
остановили. Однако промышленность успела изготовить 100 единиц и теперь
требовалось решить, что же с ними делать.
Решающее слово за Rheinmetall-Borsig
Работа над
устранением дефектов Хетцера всыхнула с новой силой, но по прежднему
безрезультатно. Когда в САУ поиспраквляли всё, что только смогли, но
решить проблему не сумели, тогда привлекли фирму Rheinmetall-Borsig и
проф. Ванингера (Waninger) с его помощником Оберингом Мелертом (Obering
Mehlert). С отчаяния, Ванинг6ера спросили можно ли вообще устранить
имеющиеся дефекты и отправили ему в Unterluss два комплеекта
производства Alket.
Ванингер оставил ответственным за снабжение Баурата Эльтена (Baurat
Elten) и прихватив Оберинга Крума (Obering Krum) отправился в Unterluss
для организации рабочей программы.
С помощью
электрических приборов используемых при авиационных разработках, сняли
детальные замеры. Устройства записали чрезвычайно высокие ускорения,
достигавшие 380 g
в колесе наведения и 400
g
в кронштейне прицела. Тогда, решили увеличить массу. Ускорение ствола
можно было погасить исключительно массой самой машины, которая бы
ускорялась вместе со стволом. С такой точки зрения, маску орудия
следовало поместить прямо на лобову плиту. Раньше, соприкасавшиеся
поверхности пребывали в недоработанном состоянии и имели 3мм зазор,
который уменьшался при выстреле. Путём сваривания обоих деталей удалось
достичь большей жёсткости.
Анализ привёл к выводам:
-
Основной проблемой, было ускорение придаваемой колесу наводки орудия и
прицелу, что вызывалось их непосредственным креплением на деталях
присоединённых к стволу.
-
Имело место разрушительное ускорение на затворное кольцо
из-за ассиметрии масс и того, что орудие не было отцентровано в лобовой
плите.
-
Большой проём в лобовой плите был смещён от центра и
приводил к несиметричному изгибу плиты.
-
Соединение пушки с прицелопм было очень сложным, со
мнгожеством соединений.
Возможное решение заключалось в
увеличении массы лобового листа, что противоречило официалльным т
оребованиям экономить броневую сталь. Другого решения быть не могло,
покпа не колёса наведения и прицел не отделят от крепления орудия. Было
замеченно, что борта рубки с кормовым листом имели наименьшую вибрацию.
В результате исследований, устройство крепления орудия, крепление
прицела и механизм траверса – всё было переделано и воплотилось в новой
конструкции Rheinmetall-Borsig.
Конструкция Rheinmetall-Borsig
1-е
усовершенствование
проявилось в комбинированном шпинделном наведении орудия по горизонтали
и механизме вертикального наведения, которые в декабре 1944 и установили
во второй корпус Хетцера фирмы
Alket. Это
было значительным успехом.Ускорения возникаемые при отдаче в колёсах
наведения не были больше, чем у обычных полевых орудий, а рассеивание
при стрельбе на 500м уже составило лишь 70см. Колесо наводки теперь
находилось между кронштейном на полу (где низкая вибрация), низом
затворного кольца и серединой машины – таким образом, ускорение отдачи
снизилось на 50%.
Шпиндель траверса и вал
регулировки элевации устанавливались спаренно на кронштейне,
прикреплённом к полу.
Траверс составлял 8о в
обе стороны, а вертикальная наводка -8о +15о.
2-м
усовершенствованием
стал новый способ крепления прицела и механизм передачи ему движений
ствола. Теперь, телескоп прицела можно было крепить на крыше отдельно
от крепления пушки. Из-за отдачи, на крыше было нельзя устанавлитвать
прицел, поэтому его разместили на специальной полке, привинченной к
боковыпм стенкам рубки и при этом задействовали гибкие элементы.
Планировалось использовать типимчный ддля танков и САУ прицел - W.Z.F.
(Winkelzielfernrohr). Для сообщения прицелу движений орудия
сконструировали интересный механизм. Главной чертой этого устройства
была планка или единственое главное звено передававшее гороизонтальное
движение пуки тяни-толкающим способом, а элевацию планка передавала, как
рычаг. Образцы этого устройства уже прошли испытания отдачей обычной
пушки
7.5cm Pak 39 L/48
и получили официальное одобрение оберлейтенантом Нойманном (Neumann)
из Wa Pruf 4. При таком креплении прицела, стало возможным избавиться от
большого проёма в крыше.
К концу 1944 прицел был готов к
испытанию стрельбой, но при выстреле телескоп снова повредился. Причиной
поломки оказалось главное звено, которому не хватило массивности. После
этого, ненадёжное звено в устройстве решили заменить на «Starrbau»
(крепкое устройство) – деталь разработанную фмрмой Starrbau из
г.Фельдафинг (Feldafing) возле Мюнхена.
Пушку снабдили вентилятором
продувки ствола от пороховых газов.
3-м
усовершенствованием
стала замена карданного механизма крепления орудия фирмы
Alket
на новое – шаровое. Эту схему предложили для нового и переделанного
устройства с пушкой L/48
и L
/70, которые жёстко крепились в
PzJag
38(d).
Достоинством шаровой схемы было то, что она требовала в лобовом листе
меньшего отверстия: 820мм х 430мм вместо 1105мм х 715мм. К тому же проём
теперь полностью закрывался. Уменьшенный размер отверстия в лобовом
листе позволил использовать экспериментальную маску пушки.
Экспериментальный HETZER "STARR"
Передача дизайна и производства в Прагу
К марту 1945
авианалёты Союзников на полигон
Unterluss
стали удручающе регулярными, а завод ВММ в Чехословакии, почт закончил
прототип PzJag 38(t). Исходя из ситуации доработанные орудие жёстокого
крепленя демонтировали и отправили в Прагу. Уже через 3 дня после
прибытия его установили в PzJag 38(t). Этот образец долджны были
показать в Kummersdorf
16апреля 1945 генералу Леебу (Leeb)
и затем 17 преля 1945 Гитлеру в
канцелярии в Берлине.
К концу войны были готовы следующие
разработки орудий жесткого крепления:
конструкция Rheinmetall
7.5cm Pak 39/1 (L/48) на PzJag 38(t)
7.5cm Pak 39/1 (L/48) на PzJag 38(d)
7.5cm Pak 42 (L/70) на PzJag 38(d)
10.5cm StuH 42/1 (L/70) на PzJag 38(d)
конструкция Krupp
8.8cm Pak 43/1(L/71) на Jagdpanther
|