Jagdpanzer 38(t) Hetzer für 7.5cm
PaK39 / Panzerjäger 38(t)
Боевое применение и оценка
Hetzer
Первые образцы Hetzer в
мае-июле 1944 поступили в противотанковые батальоны
(Panzerjägerabteilungen) 731 и 743, а также в 15-ю и 76-ю пехотные
дивизии. Hetzer нашли широкое применение в
немецкой армии и воевали как на Западном, так и на Восточном фронтах.
Поздняя версия Hetzer с 4-мя
отверстиями у ленивца. Слабая бортовая броня усиливается навесной
гусеницей и опрным катком.
Оценивая Hetzer
интересно обратиться к воспоминаниям бывшего командира этой машины
Армина Зонса (Armin Sohns). Ветеран говорил, что Hetzer не являлся
выдающимся истребителем 2МВ. Его главная и
возможно единственная заслуга, то что пехотные дивизии стали чувствовать
себя увереннее.
Хорошую пушку и в итоге всю конструкцию Хетцера
портило расположение самой пушки и её слишком ограниченный траверс.
Хетцер имел самые плохие углы горизонтальной наводки из всех немецких
САУ. Вероятно в этом и заключался главный недостаток Jagdpanzer 38
Hetzer. Смещение пушки привело к неудачному расположению членов экипажа.
Успешное применение истребителя танков прямо зависит от слаженной работы
внутри машины, особенно в САУ с таким катострофически малым 16о траверсом.
Однако конструкторы разделили таки экипаж Хетцера - командир сидел
особняком, что имело самые плачевные последствия. К тому же у командира обзор
спереди был весьма ограниченным, а дым от пушки прямо перед ним
ещё больше ухудшал положение. Командирские перископы вообще имели крайне
плохой обзор.
Hetzer осматривают американцы. На
правом борту видна пробоина, которая и сделала САУ трофеем. Исходя из
того, что под пробоиной один бронещит сорван не исключено, что Hetzer
получил ещё повреждения в свой 20мм борт. Маскировка не компенсировала
слабую броню.
Для наведения орудия влево 5о
конечно не хватало
и водитель был вынужден разворачивать Hetzer
подставляя врагу 20мм борт, который легко подбивался любым танковым
орудием противника. Кстати боковая броня у Hetzer
была самой слабой среди всех немецких истребителей танков. А любой
поворот орудия вправо оттеснял заряжающего от главного источника
снарядов на правой стенеке напротив заряжающего и внизу под пушкой.
Пушка Pak 39 была
спроектирована для правостороннего запряжания. Но поскольку заряжающий
находился слева, то ему при заряжании мешал массивный экран отражателя,
над которым приходилось перекладывать заряжаемый снаряд. А вот справа,
затвор как раз имел удобную низкую перегородку специальнго
предназначенную для этой цели. Но место заряжающего было слева... А вот
управление орудием размещалось справа и заряжающему приходилось тянуться
к нему над наводчиком и орудийным затвором.
Открыть затвор для первого снаряда или разрядить
пушку, не говоря уже о извлечении смятой гильзы - требовало почти
акробатического мастерства. К тому же его движения сдерживало устройство
дистанционного управления пулемётом, которое свисало с крыши. Идея
дистанционно управляемого пулемёта была очень хорошей. Однако с тех пор,
как питание MG осуществлялось из диска на 50
патронов, то требовалась частая перезарядка и это было нечто!
Люки можно было открыть только развернув пулемёт всторону и
движениям заряжающего когда он хотел зарядить новый диск (а гораздо
чаще, чтобы удалить смятую гильзу) - мешали боковые щиты установки. Хотя
щит имел положительную сторону - он хорошо защищал заряжающего. Кстати
все 3 члена экипажа сидевшие слева, вынуждены были покидать машину как
раз через этот люк. У командира в этом отношении было преимущество.
Впрочем, если взглянуть на Hetzer сверху, то
при наличии здравого смысла всё станет на свои места. Как говорил Armin Sohns
извиняясь, если расстроил некоторых фанатов Hetzer,
но одно дело рассматривать форму САУ в музее, другое дело на поле боя.
|