JAGDTIGER
Jagdtiger (SdKfz 186), Jagdpanzer VI
Ягдтигр на улице города. Машина имеет
подвеску Porsche
На момент создания САУ
Jagdtiger в Германии уже была бронетехника способная легко
подбивать любые танки Союзников. Но немецкие
75мм и 88мм танковые орудия имели противотанковую направленность и не
давали достаточного фугасного эффекта. стремление соединить хорошие
бронебойные и фугасные характеристики и послужило причиной появления
Jagdtiger. В задачи САУ входило сопровождение
пехоты на поле боя.
8 февраля 1943 КБ
Nibelungenwerke получило задание сделать такую машину.
Конструкторы остановили свой выбор на зенитном орудии 12.8cm
Flak 40, которое из-за своей мощи применялось преимущественно для
защиты наиболее важных объектов. Зенитку модифицировали в танковый
вариант 12.8 cm Pak 44 L/55 с
полуавтоматическим горизонтальным
клиновым затвором и раздельным заряжанием. Унитарные снаряды зенитного
орудия, пришлось заменить на унитарные по причине ограниченного
пространства внутри САУ. Скорострельность получилась
низкой: 2-3 выстрела в минуту при максимальной дальности стрельбы 22 400
м. Pak 44 L/55 и 40 выстрелов находились в
боевой рубке. Углы горизонтальной наводки ограгичивались 10° в каждую
сторону, а вертикальной от -7.5° до +15°. Маска имела форму "свинное
рыло" (Saukopf). В качестве шасси избрали Tiger II,
удлинив корпус на 25 см и
оставивив всё остальное без изменений включая два комплекта гусениц -
укие транспортные и широкие боевые. В наследство от Tiger II
достался также курсовой пулемёт MG 34 в
шаровой установке в
лобовой плите корпуса. Внутри САУ находился ещё 7.92мм ПВО MG 34 (MG
42), 9mm MP 38/40 и 27мм сигнальный пистолет Walter.
ББронепробиваемость
Pak 44 L/55 по бронеплите с
наклоном 30о
от вертикали |
Снаряд |
Pzgr. 39 |
Pzgr. 40/43 |
Вес снаряда |
? |
28,3 кг |
Дальность |
|
100 м |
187
мм |
193
мм |
500 м |
166 мм |
178 мм |
1000 м |
143
мм |
167 мм |
1500 м |
127
мм |
157 мм |
2000 м |
117
мм |
148 мм |
Jagdtiger
оснащался радиостанцией Fu5, а командирские
машины для связи "рота - звено" имели Fu5 и
Fu7, для связи "дивизия - полк"
Fu5 и Fu8.
Экипаж насчитывал 6 человек: командир слва от
орудия, в рубке; наводчик - перед командиром; два заряжающих - справа от
орудия; Водитель - слева в передней части корпуса; стрелок-радист -
справа от водителя.
Бронирование
Jagdtiger было чрезвычайным, толщина лобовой бронеплиты рубки
составляла 250мм, а корпуса - 150мм сверху и
100мм снизу, борта по 80мм. В результате боевой вес машины
составил 71700 кг и превысил вес Tiger II
приблизительно на 3700 кг.
Из-за большой рубки Jagdtiger имел высоту 2.82
м. Если на САУ Ferdinand/Elephant, Sturmtiger
рубка крепилась к корпусу болтами, то на Jagdtiger
корпус и рубка составляли одно целое. Броня была катанной, гомогенной и
соединялась в шип с двойным провариванием электросваркой. Надо отметить,
нетипичность того, что размеры и вес САУ получились больше, чем у танка,
на базе которого, САУ создавалось.
20 октября 1943 фюреру
продемонстрировали деревянный макет, а феврале 1944 Nibelungenwerke
представил готовые прототипы под названием Jagdpanzer
VI. Два прототипа отличались подвеской:
Porsche и
Henschel. Подвеска Порше была надёжней, легче
и значительно дешевле. На борт приходилось 4 подресоренных пары
сдвоенных катков. Хеншель же тяготел к подвеске конструкции Книпкампа,
которая хотя и уступала по всем показателям, но была серийно освоена.
Большинство Ягдтигров оснащалась именно подвеской
Henschel, стоявшей на базовом шасси Tiger II.
На переднем и заднем катках стояли гидравлические аммортизаторы. Позднее
конструкторы Порше создали насколько машин с усовершенствованной
подвеской, но их отклонили.
Jagdtiger с подвеской Porsche
Jagdtiger с подвеской Henschel
Испытания Jagdpanzer
VI прошли на полигоне возле австрийского города
Dollerscheim. Перетяжелённая и крайне не надёжная
ходовая Tiger II, на огромном
Jagdtiger оказалась ниже всякой критики.
Бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 на 700 л.с. и коробка передач
явно на справлялись с весом машины:
удельная мощность двигателя - 9.8 л.с./тонну. Хотя трансмиссия
Maybach-Olvar 40 12 16 B имела 8 передних скоростей и 4 задних, машина
перемещалась неповоротливо. В боевых гусеницах шириной 79 см,
удельное давление на грунт - 1,07 кг/см2.
Радиус разворота - 4.8 м. Расход топлива более 5 литров на километр,
ограничивал автономность до 170 км по дороге. Заявленная паспортная
скорость по шоссе 38км/ч практически никогда не достигалась, а вот
перегрев двигателя случался часто, особенно при подъёме даже на
незначительный склон.
Американцы осматривают захваченный Ягдтигр. На правом борту
свисает камуфляжная сетка и хвойные ветки. Возле левой
гусеницы отсутствует буксирноая серьга (справа она уцелела), а на лобовой
бронеплите корпуса нет подставки для ствола. На правом борту рубки осталось
только одно гусеничное звено, хотя обычно висело 4 фрагмента гусеницы
(сравните с верхней фото). Jagdtiger с
подвеской Henschel.
Со временем машина получила
новое название Jagdtiger (Sd. Kfz.186).
Серийный выпуск САУ начался в июле 1944
на филиале австрийского концерна Штеер-Даймлер-Пух, на заводе Nibelungenwerke в городе
St.Valentine. По планам Управления вооружения
сухопутных войск предписывалось сделать 150 тяжёлых САУ Jagdtiger
Ausf B. Но по настоящему производство Jagdtiger активизировалось
только в январе 1945. В апреле 1944 из заводских ворот вышло 4 САУ с 88мм орудием Pak 43 L/71 и официальным названием
Panzerjager Tiger mit 88mm Pak 43/3 (Sf.) (Sd. Kfz.185). До конца 1944
выдали 48 САУ.
А всего с июля 1944 по март 1945 единственный производитель
Jagdtiger предприятие
Nibelungenwerke изготовили 77 тяжёлых истребителей танков Jagdtiger,
серийные номера корпусов: 305001-305077
(по другим данным выпустили 70 - 85 машин).
Бронепробиваемость
8,8 cm KwK 43 L/71 по бронеплите с наклоном 60о
и 90о
от вертикали |
Снаряд |
PzGr 39/43 |
PzGr 40/43 |
SprGr 43 |
HlGr 39 |
Вес снаряда |
10.16 кг |
7.5 кг |
9,4 кг |
7,65 кг |
Начальная скорость |
1000 м/с |
1130 м/с |
750 м/с |
600 м/с |
|
Дальность/угол |
90о |
60о |
90о |
60о |
|
90о |
60о |
100 м |
220
мм |
203 мм |
300
мм |
250 мм |
- |
90 мм |
90 мм |
500 м |
205 мм |
183 мм |
270 мм |
225 мм |
- |
90 мм |
90 мм |
1000 м |
186
мм |
167 мм |
237 мм |
190 мм |
- |
90 мм |
90 мм |
1500 м |
170
мм |
150 мм |
205 мм |
160 мм |
- |
90 мм |
90 мм |
2000 м |
154
мм |
135 мм |
175 мм |
135 мм |
- |
90 мм |
90 мм |
Исходя из запредельно низкой надёжности,
чтобы избежать попадания поломанной машины в руки Союзников, в Jagdtiger находилось 2 подрывных заряда - под
казёнником орудия и под двигателем.
Американский солдат на фоне подбитого Ягдтигра. Обратите внимание на
закрылки спереди над гусеницами - они заметно уже гусениц.
Из тяжёлых истребителей танков
Jagdtiger укомплектовали 512-й и 653-й тяжёлый танковый батальон
(schwere Panzerjager Abteilung). 512-й sPzJagAbt сформировали летом 1944
в составе двух рот. 2-ой ротой командовал намецкий танковый асс
оберлейтенант Отто Кариус. 653-й sPzJagAbt возник весной 1945 и имел не
полный состав. Ягдтигры воевали на Западном и Восточном фронтах. В
Арденах немецкая группировка усиленная одним
Jagdtiger уничтожила целый полк Шерманов (правда не указывается,
были ли дополнительные ПТ средства), сам Jagdtiger
тоже живым не ушёл. По воспоминаниям Кариуса, в Ягдтигре надёжным была
только броня. Пушка имела недостаточные углы горизонтальной наводки и
траверс приходмлось делать поворотом всей машины, которая быстро от
этого ломалась. С
Ягдтигром Союзники эффективно боролиь авиацией и крупнокалиберной
артиллерией. А в целом, учитывая ненадёжный характер этой машины, в
Jagdtiger постоянно находилось два подрывных заряда - под
казёнником орудия и под двигателем. Несмотря на мощнейщее вооружение и
толстую броню, чеще всего боевая карьера Jagdtiger
оканчивалась подрывом собственным экипажем, чтобы поломавшаяся САУ не
досталось противнику.
|