На
фотографии уничтоженного Тигра видно, что башня сделана из цельногнутого
бронелиста.
С мая 1941 конструкторы Хеншеля
трудились над установкой 88мм орудия. С этой целью корпус был расширен
над гусеницами. На увеличенный погон монтировалась модифицированная
крупповская башня, которая изначально проэктировалась для прототипа
Порше. Но так, как в то время в Германии не было другой башни способной
нести орудие L/56,
а время поджимало, то пришлось прибегнуть к заимствованию башни у конкурента -
Порше. Главное отличие заключалось в том, что у Хеншеля механизм
поворота башни заменили с электрического на гидравлический, работавший
за счёт отбора мощьности от главного двигателя. Полный оборот башни
длился 1 минуту когда двигатель давал 1500 об/мин. При
неработающем двигателе траверс выполнялся вручную, но только если машина
стояла на ровном грунте. Вертикльные
стенки башни были из цельного гнутого бронелиста, маска литая, а броня
соединялась - в шип с обработкой электросваркой. В командирской башенке
устанавливалось 6 оптических приборов, позднее из стало 7. Со временем
на командирской башенке стали монтировать установку
Fliegerbeschutzgerat 42 для
ПВО пулемёта MG 34. В башне было 3
люка: 2 круглых (командирский и эвакуационный в правой стенке) и
прямоугольныый люк наводчика. По бокам башни кремпились 3-х ствошльные
90-мм мортирки для отстрела дымовых гранат Nbk 39.
Трехствольный дымовой
гранатомёт на правом борту башни Тигра.
Компоновка машины была классической для немецких танков.
Спереди было отделение управления. Там же находились поворотные
механизмы, коробка передач, радиостанция. Слева сидел механик водитель.
Управление машиной осуществлялось рулём с полуавтоматическим
гидравлическим сервоприводом, а переключение передач было чрезвычайно
лёгким и удобным и тоже имело гидравлический сервопривод. В случае его поломки можно было перейти на механическое управление
двумя рычагами с приводом на дисковые тормоза.
Обратной стороной достоинств рулевого управления и трансмиссии была их
чрезвычайная сложность и высокая цена. Справа размещалось рабочее место стрелка-радиста и курсовой пулемёт с
оптическим прицелом х1,8 KZF 2.
Радиостанция FuG 5 обеспечивала связь на
расстоянии 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
Дальше находилось боевое
отделение: башня с орудием и спаренным пулемётом, большая часть
боекомплекта, места командира, заряжающего и наводчика.
В моторном отделении размещался двигатель и
внутренние топливные баки. Отделение состояло из трёх
частей. В среднем водонепроницаемом отсеке находился двигатель , а вот
два боковые отсека заливались водой при форсировании. Обусловленный
такой конструкцией малый размер двигательного отсека приводил к
недостаточному обдуву двигателя воздухом и частым перегревам.
Место
механика-водителя. Прямо - виден руль управления и смотротровое
устройство водителя. Справа - приборная панель и переключатель передач.
Для инспекции 15 апреля
1942 Хненшель представил полностью готовый прототип с башней. На нём был
установлен дополнительный 100-миллиметровый бронеэкан вокруг лобовой
части машины, для защиты траков и ведущих колёс.
Тигр,
показанный Гитлеру 20 апреля 1942 с дополнительным лобовым бронированием Vorpanzer.
Непомерно растущий вес конструкции уже никого не
беспокоил, поскольку было принято кардинальное решение оснастить танк
оборудованием для форсирования рек по дну.
С такм оборудованием танк мог находится под водой до 2,5 часов, на
губине 3,9 м метров. Все амбразуры, люки, погон башни оснащались
резиновыми прокладками, а кмоандирская башенка имела специальную трубу.
Экипажу и двигателю воздух поступал по съёмной телескопической
воздухозаборной трубе-"шнорхелю" справа над моторным отсеком. Перед
подводным форсированием демонтировались радиаторы охлаждения, а
радиаторные отсеки заливались водой. Впрочем, ОПВТ имели только 495 машин первых
серий. В таком виде фюрер и увидел
VK 4501(H).
Танк с оборудованием для
форсировния водных преград под водой. Из-за башни видна мачта, по которой
должен поступать воздух в машину находящуюся в подводном положении.
|