VN Para Bellum

GERMANY   TIGER II


 

 
 Германия             
 
 Pz VI B ТТХ          

 

 

разведать

 

 

 
 
 Главная страница
 FAQ                
 
 
 Пишите мне 
 Обновления

Ещё про

 Tiger II

Боевое применение Tiger II

 

 

Tiger II из
Panzer Ersatz
und Ausbildungs
Abt. 500
Башня Порше
 

Немецкие танкисты
наносят
пулевизатором
камуфляж
на Тигр II
 

Тигр II № 200 командира 2-й роты s.Pz.Abt. 503 на улице Будапешта

Американцы осматривают трофейный Тигр 2
На броне множество следов от безуспешных попаданий включая подкалиберные
 

 

 

 

 

Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503

 

Королевский Тигр, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503

 

Tiger II - явился логическим развитием немецкого тяжёлого танка Tiger I. Создание новой машины поручили фирмам конкурировавшим ещё при создании Tiger I: Henschel und Sohn и Porsche.

Конструкторы д-ра Фердинанда Порше взяли за основу свою ранее забракованноую машину Tiger (Р). Подготовили проекты двух вариантов прототипа VK 4502(P):

-Typ 180 (Turm Vorne) - башня размещалась посередине корпуса;

-Typ 181 (Turm Hinten) - башня сзади.

Броня имела толщину 80 мм со всех сторон, но с рациональными углами наклона - верхняя лобовая плита с наклоном 45°, нижня плита - 35°.

До апреля 1942 прототип был разработан. Схема подвески очень напоминала подвеску Ferdinand/Elephant и Tiger(P), хотя появились резиновые бандажи на опорных катках. Вес составил 65 тонн. Удельное давление на грунт достигло 1,22 кг/см2. Характерной чертой VK 4502(P) был бензиново-электрический двигатель, перекочевавший с прототипа VK 4501(P). Силовая установка оказалось настолько слабой, насколько ненадёжной.  К октябрю 1942 Порше создал новые концепции ходовой для VK 4502 (P):Typ 180B, 181A, 181B и 181C. Уже в феврале 1942 Порше получил заказ на 100 VK 4502(P) Typ 180 и количество собираемых машин достигло 15 штук. По договору Nibelungenwerke в марте 1943 должен был поставить 5 готовых машин с башнями.

25 января 1943 Крупп получил контракт на изготовление трёх башен вооружённых 88мм KwK 43 L/71 вместе с тремя корпусами VK 45.02 (P), которые надлежало отправить на завод Nibelungenwerke в Австрии. 28 января Крупп сообщил, что три корпуса отправлены, а три башни уже доделали. 17 февраля 1943 было заявленно, что Nibelungenwerke собрал три прототипа VK 45.02 (P) с новой подвеской.

Но дело не обошлось без ведомственных интриг. В декабре 1943 президентом Panzer Komission вместо Фердинанда Порше стал генеральный менеджер Хеншеля д-р Штиле фон Гейдекампф (Dr. Stiele von Heydekampf). После войны Гейдекампф говорил: "Д-р Порше утратил свои позиции, потому, был ответственным за неудовлетворительное качество танков своей разработки. Нужно было внести множество изменений, но фактически, когда требовалось новое оружие, он предлагал абсолютно новый необычный дизайн без учёта имеющихся производственных мощностей или прошлого опыта и тормозил приозводство." 3 ноября 1943 Министерство вооружений разорвало контракт с фирмой Porsche. Тут своё роковое слово сказали и немощь двигателя, и ненадёжносить подвески, и никакая трансмиссия, и дефицит меди для электродвигателей. Из цехов успело выехать только три прототипа.

Фирма Henschel und Sohn подошла к созданию нового танка абсолютно не так, как Порше. В качестве базы избрали серийный танк Пантера. Впрочем, ещё 28 августа Хеншелю приказали заняться созданием нового шасси способного нести длинноствольную 88мм пушку. Однако, развитие прототипа VK4503(Н) не шло, пока Министерство Шпеера не аннулировало контракт с Порше. 20 октября 1943 в г. Арис (Arys) в Восточной Пруссии Гитлеру показали деревянный макет будущего танка Тигр II. В разработку традиционно вмешался вождь - 3 февраля 1943 Гитлер потребовал увеличить лобовую броню до 150мм, бортовую до 80мм и вместе с тем повысить манёвренность. Но главное, конструкторы стремились максимально унифицировать VK4503(Н) с Пантерой и перспективным танком Пантера 2. Реализация столь многочисленных требований отняла три месяца и очень много сил. Когда стало ясно, что Пантера 2 в серию пока не пойдёт, то VK4503(Н) подвергли очередной переработке.

 Гитлер очень хотел видеть новый Тигр вооружённый зенитным 88мм орудия Flak 41. Эту мысль он высказывал ещё в отношении Tiger I. Однако, башня разработанная Krupp имел диаметр 1900мм вместо требуемых 2000мм и в телеграмме от 10 сентября 1942 Порше заявил о невозможности использования Flak 41 в упомянутой башне. Длинная зенитка физически не могла устанавливаться, нарушился бы баланс, цилиндры откатника трудно было бы защитить, а переход на снаряды длиной 1200мм вместо 931мм сделал бы невозможным работу в башне.

 

Сравнение 88мм орудий KwK 36, Flak 41, KwK 43
Название KwK 36  Flak 41 KwK 43
 
Длина ствола, мм 4930 6548 6298
Длина ствола в калибрах 56 74 71
Длина Spgr.Patr. , мм 931 1200 1167
Длина Pzgr.Patr.39, мм 837 1158 1125
Снарядная гильза, мм 570 850 822

 

Да и Круппу тоже не хотелось ставить в родную башню пушку своего конкурента Rheinmetall.

5 февраля 1943 фирма Krupp добился контракта на разработку орудия 8,8 сm KwK 43 L/71 вместо KwK  36. танковая KwK 43 создавалось на базе зенитной Flak 41, но по сути - это были разные системы. Единственное их сходство: одинаковая бронепробиваемость, одинаковыми снарядами на одинаковых дистанциях. Конструкторы Круппа кардинально переделали орудие. У KwK 43 появился дульный тормоз, устройство продувки ствола от пороховых газов, гильзы стали короче, но толще, модифицировали откатный механизм и форму затвора. Теперь KwK 43 хорошо вписывалось в ограниченный объём башни и обеспечивало удобство обслуживания. Для прототипов V1 и V2 Крупп сделал орудия моноблоки, а вот V3 получил уже пушку состоявшую из двух сегментов. Двухсегментная пушка была гораздо технологичнее и боле живучей.

Приказом от 7 декабря 1942 предписывалось поставить Р2-Turm на корпус Хеншеля. В итоге, первые 50 машин Хеншеля имели башни предназначавшиеся для танков Порше, с електрическим поворотным приводом.  Башни Порше имели округлую маску орудия и отлично выдерживали попадания снарядов. Одна беда - иногда снаряды рикошетировали от маски в тонкую крышу корпуса над водителем и стрелком-радистом. В центре крыши был подъём для наводки орудия. Интересно, что задня часть башни крепилась болтами и могла открываться для демонтажа орудия. В башне хранилось 16 снарядов.

У наводчика был бинокулярный телескопический прицел Turmzielfernrohr 9b/1. Даже заряжающий имел свой перископ. Командирская башенка обеспечивала круговой обзор. Первоначально, слева была пистолетная бойница и лючок для выброса стреляных гильз, но их заварили и покрывали циммеритом. Лючок выброса гильз перенесли на крышу за вентилятором. Необходимость в пистолетной бойнице отпала с установлением Nahverteidigungswaffe - оружия для ближнего боя, которое могло метать дымовые, сигнальные и осколочные гранаты. На командирской башенке мог монтироваться зенитный MG 34 с траверсом 360°. Справа от орудия был спаренный MG 34.

Krupp обязали завершить сборку большинства  узлов и отправить их фирме Wegmann  в Касселе (Kassel). Wegmann  выиграл контракт на окончательную доводку башен для Tiger H3. Готовые башни Wegmann  отправил на завод Хеншеля, который находился в том же Касселе.

15 января 1943 Кпупп получил приказ 2 февраля 1943 отправить первый прототип башни с орудием на полигон в Куммерсдорфе (Kummersdorf) для испытаний и инспектирования. Был сделан и втотрой прототип башни с коротким стволом, специально для тестового обстрела из пушек.

В ходе испытаний вявилось, что изменение наклона нижней части башни до 20° сделает невозмодным открывание люков водителя и стрелка-радиста при повороте межлду 10-ю и 2-мя часамиа. Выступ нижнего переднего края башни на 110мм также не способствовал открыванию упомянутых люков.  Исходя из этого оставили округлую форму лба башни Порше. Лобовое бронирование увеличили до 180 мм, что утяжелило башню на 500кг.

Изменение бортов башни с 30° до 21° и перемещение командирской башенки на 50 мм к орудию позволило бы устранить её выступ слева. Изменение углов брони без её увеличения вес башни увеличивался на 400кг. Изменеие угла бортов до 21°, могло ослабить стойкость при ударе снарядов и потребовать увеличении брони с 80мм до 90мм. Вес вырос бы на 500кг.

17 февраля 1943 WaPrüf 6 предписывал Krupp закончить 50 башен Порше. Новая усиленная башня устанавливалась только на 51-м танке.

 

Фото - Королевский Тигр с башней Порше, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503   Фотография - Королевский Тигр с башней Хеншеля, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503

Ранняя башня (Порше) на Tiger II. Командирская башенка заметно выступает влево.

 

Поздняя башня (Хеншеля) на Tiger II. По бортам башни крепилась дополнительная защита - фрагменты гусеницы. Есть циммеритное покрытие.

 

Башню (Р) пришлось заменить башней (Н), где удалили боковой выступ командирской башенки; пушку снабдили маской "свинное рыло"; снаряды теперь рикошетировали в толстую наклонную лобовую бронеплиту корпуса, поворотный механизм стал гидравлическим. Nahverteidigungswaffe  сместили вперёд, чтобы выхлопная струя не  направлялась на люк заряжающего. Башня Хеншеля хорошо защищалась: 180 мм лоб с наклоном 81о, масска 100 мм "свинное рыло", борта и корма - 80мм, крыша 40мм. Боекомплект KwK 43 L/71 составил 72 унитарных выстрела. 10 снарядов хранилось на полике башни. Ещё 48 снарядов размещались по бортам корпуса, разделённые на 3 группы, каждая группа отделялась сдвижными металлическими панелями. 22 снаряда были в башне. Справа с KwK 43 L/71 был спарен пулемёт MG 34, а запас 7,92мм патронов  достигал 5850.

 

Королевский Тигр, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503

Tiger II с башней Порше

 

Королевский Тигр, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503

Tiger II с башней Хеншеля

 

Полный оборот башня Tiger II делала за 19 секунд при двигателе дающем 2000 об/мин и за 7-8 секунд при 3000 об/мин у двигателя.

 

Меткость 8.8 cm KwK 43 L/71  по цели 2 x 2,5 метра в процентном отношении
Снаряд Pzgr. 39/43 Pzgr. 40/43
 
Дистанция Учения Бой Учения Бой
100 м 100 % 100 % 100 % 100 %
500 м 100 % 100 % 100 % 100 %
1000 м 100 % 85 % 100 % 89 %
1500 м 95 % 61 % 97 % 66 %
2000 м 85 % 43 % 89 % 47 %
2500 м 74 % 30 % 78 % 34 %
3000 м 61% 23% 66% 25%
3500 м 51% 17% - -
4000 м  42% 13% - -

 

8.8 cm KwK 43 L/71 окзалось очень мощным орудием, способным первым же попаданием подбивать любую бронетехнику Союзников. Бронепробиваемость дополнялась отличной точностью боя. Высокая начальная скорость снаряда, вынудила отказаться от монолитного ствола на башнях (Р) в пользу ствола из 2 частей на башнях (Н). Это позволило быстро заменять ту часть ствола, в которой скорость снаряда была наивысшей, и соответственно износ больше.

В номенклатуру танковых снарядов могли входить:

-PzGr. 39/43 бронебойный с баллистическим колпачком ;

-Pzgr. 40/43 бронебойный снаряд с вольфрамовым стержнем, снабжённый баллистическим колпачком;

-Sprenggranate - осколочный;

-Gr. 39/3 HL - кумулятивный.

Рекомендуемое соотношение снарядов в боекомплекте: 50% Pzgr.39/43, 50% Sprgr. В танке, "на чёрный деь" встречи с советскими тяжёлыми танками и САУ хранилось несколько Pzgr.40/43 с сердечником из дефицитного вольфрама.  Кумулятивные Gr. 39/3 HL вообще редко применялись.

 

Королевский Тигр, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503

Обратите внимание на пробоину от снаряда в правом борту башни. Правее пробоины висят фрагменты гусеницы, как дополнительная защита - попади снаряд в них и может танк бы уцелел. Cправа от ствола вертикально стоит мощный снаряд Королевского тигра. Танк принадлежал PzAbt 507. Март 1945.

 

На одной оси с пушкой монтировался высококачественный монокулярный прицел Turmzielfernrohr 9d с переменной кратностью х3 и х6. х3 увеличение обеспечивало более широкий угол обзора и применялось для боя на коротких дистанциях, для захвата и идентификации цели. На х6 увеличение переходили для уничтожения удалённых целей. Шкала для Pzgr.39/43 имела разметку до 3000м, для Sprgr.43 до 5000 м с делениями по 100м.

Курсовой пулемёт тоже омел оптический прицел а для улучшения обзоза радиста-стрелка на крыше размещался фиксированный перископ с углом обзора 16°.

 

Бронепробиваемость 8.8 cm KwK 43 L/71 по бронеплите с наклоном 30о от вертикали

Снаряд

Pzgr. 39/43 Pzgr. 40/43 Gr. 39/3 HL
Вес снаряда 10.2 кг 7.3 кг 7.65 кг
Начальная скорость 1000 м/с 1030 м/с 600 м/с
Дальность
100 м 202 мм 238 мм 90 мм
500 м 185 мм 217 мм 90 мм
1000 м 165 мм 193 мм 90 мм
1500 м 148 мм 171 мм 90 мм
2000 м 132 мм 153 мм 90 мм

 

Корпус VK4503(Н) напоминал по форме увеличенный корпус Пантеры и имел очень мощное бронирование. Бронелисты соединялись вшип с двойным провариванием. Справа в врхней бронплите устанавливался курсовой MG 34/42 в шаровой установке - это несколько ухудшало противоснарядную защиту.  Верхняя лобовая плита - 150 мм под углом 40о, нижняя лобовая плита - 100 мм с наклоном 40о, борта и корма корпуса - 80 мм, днище - 40 мм впереди и 25 мм сзади. Таким образом, Тигр II стал самым защищённым танком 2МВ. В лоб Тигр II не пробивался, хотя теоретически английская 17-фунтовая пушка могла это сделать специальным снарядом APDS. Однако снаряд не обеспечивал меткой стрельбы и был склонен к рикошету. А вот борта Королевского Тигра на практике сокрушались Т-34/85.

Чрезвычайная броня оказалась не только достоинством, но и проблемой танка доведя его вес до 68,5 тонны. Ходовая состояла из 9 опорных катков в шахматном порядке на борт. При ширине гусениц 80 см  удельное давление на грунт составило 0.76 кг/см2, когда машина проседала в грунт на 20 см. Двигатель Maybach HL230P30 в 700 л.с. при 3000 об/мин давал удельную мощность 10 л.с./тонну, что было явно недостаточно. А 8-скоростная трансмиссия Maybach Olvar 40 12 16 B не выдерживала огромного веса танка. Заявленная максимальная скорость 41,5 км/ч практически не достигалась.

В октябре 1942 был выдан госзаказ на три прототипа и начальную партию в 176 танков Tiger II, со сроком исполнения до ноября 1943. После разрыва контракта с Порше заказ увеличили дополнительно на 357 машин. Позднее планировалось закупить уже 1500 Tiger II. К маю 1944 ежемесячный выпуск Tiger II хотели довевсти до 145 штук, чтобы к весеннему наступлению 1944 в войсках было уже 100 Tiger II.

 

Танкове башни от Королевский Тигр, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503

Эти полностью готовые башни захватили американцы на заводе Хеншеля в конце марта 1945.

 

Первый прототип V1 появился только в ноябре 1943. Работа над новыми танками затягивалась. В январе 1944 наконец изготовили рототипы V2 и V3 вместе с первыми тремя серийными танками Tiger II.

Несмотря на атаки Союзной авиации, количество собираемых Tiger II в цехах Хеншеля не опускалось ниже 60. Однако превосходная работа Сроюзных самолётов сказывалась -  не хватало топлива для заводских исытаний. В сентябре 1944 производство Tiger Ausf. E прекратили в пользу Тигра II.

 

Статистика производства танков Тигр II

Месяц и год Месячный план Принято ОТК Линейные Командирские Переделанные
октябрь '43 0 0 0 0 0
ноябрь '43 1 1 0 0 0
декабрь '43 2 0 0 0 0
январь '44 3 5 0 0 0
февраль '44 5 5 5 0 0
март '44 6 6 1 0 0
апрель '44 12 6 6 0 0
май '44 20 15 19 0 0
июнь '44 25 32 24 0 0
июль '44 45 45 46 3 0
август '44 80 94 74 3 0
сентябрь '44 100 63 82 4 0
октябрь '44 120 26 13 0 0
ноябрь '44 40 26 28 3 4
декабрь '44 60 56 47 4 0
январь  '45 60 40 40 0 2
февраль  '45 35 42 32 3 1
март  '45 45 30 25 0 6
Всего 659 492 422 20 13

 

16 марта 1943 танк официально окрестили Tiger II  вместо раннего названия Tiger Н3. А 2 июня 1943 приказом WaPrüf 6 устанавливалось название Panzerkampfwagen Tiger Ausf. B - для линейного танка и Panzerbefehlswagen Tiger Ausf. B - для командирского. Однако чаще всего танк называли Tiger B. В инструкциях, наставлениях и технической документации K.St.N.  чаще использовались следующие наименования: Panzerkampfwagen Tiger (88 mm) (Sd.Kfz. 182)Ausf. B и Panzerbefehlswagen Tiger (Sd.Kfz. 267 und 268) Ausf. B. "Королевский Тигр" (King Tiger) - это неофицивльное название, которое было широко распространено среди американцев. Впрочем, Königstiger упоминается в месячном докладе о выпуске танков Министерства вооружений Германии за начало января 1945.

 

Поставки PzKpfw. VI B
Дата Подразделение Количество
Конец 1943 Тестирование прототипов 3
1.4.1944 Полигон в Куммерсдорфе 1
9.5.1944 Полигон в Куммерсдорфе 3
2.6.1944 Полигон в Куммерсдорфе 3
23.2.1945 Полигон в Куммерсдорфе 3
1.4.1944 PzErzatz- u. AusbAbt 500 2
30.6.1944 PzErzatz- u. AusbAbt 500 4
9.7.1944 PzErzatz- u. AusbAbt 500 1
10.8.1944 PzErzatz- u. AusbAbt 500 2
6.1.1945 PzErzatz- u. AusbAbt 500 1
14.4.1944 PzKp (Fkl) 316 5
25.8.1944 - 21.10.1944 PzAbt (Fkl) 301 31
25.6.1944 - 7.8.1944 PzAbt 501 45
12.6.1944 PzAbt 503 (1. Kp) 12
27.6.1944 и 29.6.1944 PzAbt 503 (3. Kp и штаб) 14
19.9.1944 - 22.9.1944 PzAbt 503 45
11.3.1945 PzAbt FHH 5
26.7.1944 - 29.8.1944 PzAbt 505 45
20.8.1944 - 12.9.1944 PzAbt 506 45
8.12.1944 PzAbt 506 6
13.12.1944 PzAbt 506 6
30.3.1945 PzAbt 506 от SS-PzAbt 501 13
9.3.1945 PzAbt 507 4
22.3.1945 PzAbt 507 11
28.9.1944 - 3.10.1944 PzAbt 509 11
5.12.1944 - 1.1.1945 PzAbt 509 45
30.1.1945 PzAbt 511 3
28.7.1944 - 1.8.1944 SS-PzAbt 101 14
17.10.1944 - 22.1.1945 SS-PzAbt 501 (101) 40
27.12.1944 - 6.3.1945 SS-PzAbt 502 37
19.10.1944 - 19.1.1945 SS-PzAbt 503 33
20.10.1944 и 21.10.1944 SS-PzAbt 503 от PzAbt 301 10
  Всего: 477

 

Королевский Тигр, Panzerkampfwagen VI Ausf. B, Tiger II (SdKfz 182), Königstiger, VK4503

На Tiger II наносится камуфляж.

 

 

 

ParaBellum

Copyright © 2002  VN Para Bellum. All rights reserved.
Отредактированно:
03-05-2003.

 

Хостинг от uCoz