Vergeltungswaffe
V-1
Классификация данного оружия до сих пор вызывает
споры: одни считают V-1 первой в мире крылатой ракетой, другие –
самолётом-снарядом или летающей бомбой.
В немецких документах и масс-медиа ракета
упоминалась как: Fi 103 или V-1. В целях секретности, чтобы запутать
вражескую разведку, иногда проект V-1 проходил под названием FZG 76 (flakzielgerat)
– прицельное устройство для орудия ПВО.
На самом деле V-1 представляла собой чрезвычайно
простую и дешёвую конструкцию. Она напоминала небольшой безпилотный
самолёт, на котором стоял пульсирующий воздушно-реактивный двигатель As
109-104. Разработкой пульсирующего двигателя занимался Пауль Шмидт (Paul
Schmidt) с 1928 г. Размах крыльев равнялся 5,3 м или 4,8 м – в
зависимости от модели.
Звпуск V-1 происходил со специальной рампы, на
которой ракета стартовыми ускорителями разгонялась до нужной скорости,
на которой включался маршевый пульсирующий двигатель. Сразу после схода
с рампы, стартовые ускорители сбрасывались. V-1 могла стартовать также с
самолёта-носителя. Обычно полёт V-1 проходил на высоте 600-900 м.
Серьёзную проблему представляло наведение ракеты
на цель. Курс V-1 регулировали 3 простых гироскопа и компас. Дальность
контролировалась небольшим пропеллером, который в полёте вращался и тем
самым закручивал присоединённый к пропеллеру болт. Когда резьба болта
доходила до определённой точки, пульсирующий двигатель выключался и V-1
переводилась рулями в крутое пикирование. Взрыватель срабатывал
непосредственно при ударе о землю. Первый боевой пуск состоялся
13.6.1944.
Дешевизна и простота позволяли легко производить
V-1 в больших количествах. Всего изготовили 32 000 V-1.
Все достоинства V-1 сильно портило примитивное
утройство наведения. Стрелять V-1 можно было только по большим площадям,
таким как город или огромный порт в Антверпене.
На V-1 Германия возлагала огромные надежды.
Проиграв битву за Британию в воздухе, Гитлер мечтал поставить Англию на
колени бомбардировками V-1. Не случайно литера «V» является абревиатурой
слова – Vergeltungswaffe т.е. чудо-оружие. Ракетами V-1 обстреливали
Англию и порт в Антверпене, который имел стратегическое жизненно-важное
значение в снабжении войск Союзников. Бомбардировками V-1 Германия
надеялась убедить англичан, что они воюют с братским народом и должны
если не перейти на сторону Германии, то хотя бы выйти из войны. От
чудо-оружия немцы ждали буквально чуда, но чуда не произошло – разрывы М
дишь сильней сплотили англичан и ещё больше укрепили их стремление
покончить с «навязчивым братом» - нацистской Германией.
Британскаяая артиллерия ПВО и ВВС эффективно
противостояли атакам V-1. Для новых английских истребителей особенно с
реактивными двигателями, как Gloston Meteor ракеты V-1 являлись лёгкой
мишенью. На конечном участке траектори перед переходом в пикирование у
V-1 отключался маршевый двигатель – что позволяло противнику заранее
подготовиться. Англичане знали, что пока водят в небе V-1 с работающим
двигателем им ничего не грозит. Позднее эту особенность V-1 немецкие
конструкторы устранили. Перехвату и уничтожению V-1 способствовал
длинный хорошо заметный след в небе, который оставлял за собой
пульсирующий двигатель.
Бомбардировки ракетами V-1 длились с 13 июня 1944
по 29 марта 1945. Всего по Англии было запущенно 10 000 V-1. На сам
Лондон и его пригопроды упало 2419 V-1. Часть ракет отправили на города
севернее британской столицы.
V-1 падает на английский город.
По Западной Европе пришлось 12 000 пусков. На
Антверпен и прилегающую территорию упало 2448 «чудес».
Неудовлетворительная меткость V-1 и эффективность
английской ПВО и ВВС негативно сказались на боевом применении V-1.
Известно о разработке и изготовлении небольшого
количества V-1 управляемых смертниками. Впрочем, до их боевого
применения дело не дошло.
Всего было построено 32 000 V-1.
V-1
Fieseler Fi 103 (FZG 76) |
Тип |
Летающая бомба средней дальности
(крылатая ракета) |
Размах крыльев |
5.37 м |
Длина |
7.9 м |
Диаметр |
0.8 м |
Высота |
1.42 м |
Стартовая масса |
2152 кг |
Боевая часть |
830 кг, аматол |
Обычный потолок |
760 м |
Маximal
потолок |
3050 м |
Дальность |
240 км |
Полётное время |
2 часа 30 секунд |
Двигатель |
Argus As 109-014 (пульсирующий
воздушно-реактивный) |
Тяга |
300 кг |
Ракетное топливо |
568 литров бензина с октановым числом
80 |
Максимальная скорость |
624 - 656 км/ч |
Время выпуска |
1943-44 |
Количество |
32 000 |
Производитель |
Mittilwerke |
|