A-4 Vergeltungswaffe-2
V-2
A-4 (V-2) – была
первой в мире баллистической ракетой. Она была создана группой
конструкторов под
руководством гениального немецкого учёного Вернера фон Брауна (Wernher
von Braun), который посвятил 10 лет развитию этого проекта.
На ранних этапах создание А-4 тормозилось недостаточным финансированием
и невозможностью проводить опасные для окружающих эксперименты. В 1937
группа фон Брауна наконец переехала на новый ракетный полигон на
удалённом острове Пенемюнде (Peenemunde).
1-е исытание А-4 провели 13 июня 1942. Ракета оторвалась от земли, но
взорвалась на старте.
2-е испытание А-4 состоялось 16 августа 1942. В этот день А-4 стала
перврй в мире ракетой преодолевшей скорость звука.
3-й испытательный запуск A-4 30 октября 1942 – ознаменовался полным
успехом. Ракета пролетев 118 км упала в 2,5 км от запланированного
места. Всего в Пенемюнде был проведён 31 испытательный пуск.
Посде старта А-4 поднималась на высоту 96 км, откуда с огромной
скоростью устремлялась на цель. Заранее засечь A-4 или принять
какие-либо контрмеры было невозможно. A-4 была внезапна и неуязвима.
Боевая часть ракеты весила 907 кг и причиняла значительные разрушения. В
качестве взрывчатки применялся амомтол из-за его устойчивости к высоким
температурам – головной обтекатель нагревался до 600 градусов трением об атмосферу. Перед пуском A-4 строго
выравнивалась по азимуту с помощью большого круга наведения. После этого
наведение осуществлялось системой маятниковых устройств создававших
устойчивую платформу, двумя LEV-3 гироскопами и интегрированным акселерометром. Во время полёта угол ракеты
регулировался аэродинамическими рулями лопастей, которые имели
электрогидравлический привод. При старте направления контролировалось
графитовыми лопастями, которые обтекались выхлопной струёй двигателя.
На A-4 устанавливался
довольно большой двигатель, работавший на этиловом спирте и жидком
кислороде. Топливо в двигатель подавалось мощными турбонасосами
Вальтера, которые приводились в движение турбинами на С-образной и
Т-образной рейках. При этом вырабатывалась энергия в 730 л.с. Ракетный
двигатель развивал тягу в 27 500 кг придавая ракете
сверхзвуковую скорость.
В отличие от V-1
ракета А-4 могла запускаться не только со стационарной установки,
существовал её мобильный вариант Meillerwagen, способный перевозить и
осуществлять пуск.
Взрыв присходил не сразу при ударе о
повепхность и ракета успевала немного углубиться в землю.
Гитлер узнав про впечатляющих успех проекта А-4 издал приказ от 22
декабря 1944 о массовом производстве Vergeltungswaffe 2. V-2 была именно
тем воплощением «чуда», о котором Гитлер столько мечтал, желая
неотвратимыми бомбардировками вывести Англию из войны и посорить
Союзников.
Предварительное производство началось в конце 1943 на новом заводе,
расположенном к югу от Пенемюнде. Однако основной серийный выпуск V-2
осуществлялся на огромном подземном заводе Mittelwerke где 50 000
славянских рабочих собирали немецкое «чудо-оружие».
Гитлер настаивал на скорейшем применении
А-4, тем более что технически это было вполне осуществимо. Гитлер
считал, что А-4 должно способствовать выходу Англии из войны и развалу
антифашистской коалиции. И запускать А-4 надо пока Союзники не достигли
значительных успехов на Втором Фронте. Но фюрера удалось убедить, что
наилучшего эффекта можно достичь лишь от массированного применения
нового оружия. Когда на складах накопилось 1800 готовых V-2, было решено наконец начать
полномасштабную капанию запусков нового "чуда-оружия".
Новое вооружение поступило в 836 Artillerie Abteilung. Освоение новой техники и
учебные стрельбы проходили в Польше, недалеко от города Близма
(Blizma). Всего в Польше было израсходовано 600 ракет А-4.
Наконец, 6 сетября было сделано 2
плохоприцельных пуска А-4 по Парижу. 9 сентября начались регулярные
запуски V-2, которые продолжались до 27 марта
1945. За это время запустили 4320 ракет. По Англии выпустили 1120 ракет,
долетело 1050, при этом погибло 2754 человека и 6523 получили серьёзные
ранения.
Несмотря на то, что
V-2 была намного дороже чем V-1, она
причиняла практически те же разрушения. В целом, высокие затраты на
применение данного "чудо-оружия" абсолютно несоответствовали
незначительному ущербу, который причинили бомбардировки.
Цели
обстрелянные А-4 в период с 6 сентября 1944 по 27 марта 1945. |
Цель |
Количество пусков |
Антверпен |
1341 |
Англия |
1120 |
Льеж |
98 |
Брюссель |
65 |
Париж |
15 |
Мост Ремаген |
11 |
Цели обстрелянные А-4 в период с 6 сентября 1944 по 27 марта 1945. |
Цель |
Количество пусков |
АНГЛИЯ |
Лондон |
1358 |
Норвич/Ипсвич |
44 |
ФРАНЦИЯ |
Аррас |
6 |
Камбрай |
4 |
Лиль |
25 |
Париж |
22 |
Льеж |
98 |
Туркуан |
19 |
БЕЛЬГИЯ |
Антверпен |
1610 |
Хассельт |
13 |
Люттих |
27 |
Турнай |
9 |
Дист |
2 |
Монс |
3 |
Брюссель |
65 |
ГОЛЛАНДИЯ |
Маастрихт |
19 |
ГЕРМАНИЯ |
Ремаген (мост) |
11 |
A-4 Vergeltungswaffe-2 V-2
|
Тип |
Баллистическая ракета дальнего радиуса
действия |
Длина |
14, 03 м |
Размах оперения |
3,5 м |
Maximal диаметр |
1.68 м |
Хвостовое оперение |
Подвижные лопасти с электроприводом,
лопасти сопла с электрогидравлическим приводом |
Стартовая масса |
12870 кг |
Боевая часть |
975 кг ( 907 кг 60/40 аматол ),
электрический и механический взрыватели |
Максимальный потолок |
96 км |
Дальность |
330 км |
Полётное время с
работающим двигателем |
70 секунд |
Двигатель |
EMW, максимальное ускорение 6 G.
|
Тяга |
27,500 кг, |
Ракетное топливо |
5,533 кг жидкого кислорода +
4,173 кг метанола |
Максимальная скорость |
5,760 км/ч |
Приборы наведения |
LEV-3 гироскопическое устройство,
интегрированный акселерометр ( 1-Gerdt ), оборудование радиоконтроля |
Материал |
Сталь, стекловолокно для внутренней
изоляции |
Плакирование |
Стальная плита на заклёпках |
Время выпуска |
1944-45 |
Количество |
более 10 000 |
Производитель |
Mittelwerke,
завод возле Peenemunde |
|