VN Para Bellum

 

10TP

 

.

 

 
 Польша
 
 10TP ТТХ
 
 Проекты

 

разведать

 

 

 
 
 Главная страница
 FAQ                
 
 
 Пишите мне 
 Обновления

На колёсном ходу у 10ТР убиралось вверх 2-е опорное колесо

 

10TP с гусеницами

 

25 апреля 1939 во время ходовых исаытаний  в колону вклинился мотоциклист. Чтобы избежать столкновения 10ТР сделал резкий поворот  -  у него слетели гусеницы и танк съехал в кювет. Такор C7P затянул 10ТР на самоке дно кювета, где на 10ТР натянули гусеницы и танк самостоятельно выбрался задним ходом.

За танком наблюдает детвора - трудно понять в чём по-польски состоял режим строгой секретности.

 

Дорожное проишествие 25 апреля 1939

 

 

10TP

крейсерский танк

 

В конце 20-х годов американский конструктор автомобилей Кристи (J. W. Christie) продемонстрировал свой танк Christie M 1928. Это была лёгкая машина способная развивать на колёсном ходу скорость 69 миль/час (112 км/ч) и на гусеничном ходу 42 мили/час (68 км/ч). Конструкция получилась очень интересной и со временем приобрела мировую славу. Однако американских военных она тогда не заинтересовала и автор выставил свой проект на продажу.
Одним из первых кто положил глаз на детище Кристи была Польша. Поляки как раз собирались обновить свой танковый парк и изучали все наиболее интересные образцы новой бронетехники. Развитием танков в Польше занимался Военный Институт Конструкторских Иследований – WIBI. В 1929 WIBI командировал капитана Марьяна Русиньского (Marian Ruciński) в США для детального ознакомления с танком Кристи. На предприятии US Wheel Track Layer Corporation в Равей (Rahway), штат New Jersey Русиньскому показали не только танк Кристи M 1928, но и познакомили с проектом будущего танка Кристи М 1931 (Christie M 1931), который ещё не вышел из чертежей. Капитан был настолько доволен увиденным, что отправил в WIBI самый благожелательный доклад. Уже 26 февраля 1930 в Америку отправилась польская закупочная делегация во главе с начальником конструкторского отдела WIBI полковником Тадеушем Коссаковским (Tadeusz Kossakowski). Поляков интересовала покупка лицензии для выпуска танка в Польше поэтому в марте 1930 с Кристи подписали контрант на изготовление и доставку одного пробного танка Кристи М1928 и предоплату за него. В случае успещных испытаний обговаривались бы уже условия покупки лицензии. Однако своего танка поляки не получили. И контракта тоже. Кристи вернул польской стороне полученные деньги, а вскоре продал СССР лицензию на танк Кристи М 1931.
Не смотря на то, что покупка образца и лицензии провалилась польские конструкторы были под таким большим впечатлением от танка Кристи, что решили создать свой вариант понравившегося им танка. Проект получил рабочее название "A la Christie". В качестве исходных данных конструкторы WIBI использовали открытую информацию, заметки сделанные капитаном Русиньским, рекламные проспекты и т.д. В 1932 были готовы чертежи и список требуемых деталей. Однако к тому времени Польшей был закуплен английский танк Викерс Mk E (Vickers Mark E) и все усилия конструкторов были мобилизованы на переделку нового танка под свои требования - VAU-33 (Vickers Armstrong Ursus - улучшенная модель 1933). Из Vickers Mark E получился польский 7ТР. Естественно работа над польским Кристи сначала замедлилась, а вскоре вообще прекратилась. Ко всем трудностям добавились ещё и административные – в конце 1934 WIBI расформировали и взамен учредили Техническое Исследовательское Бюро Бронированных Вооружений - BBT Br.Panc (Biurze Badaс Technicznych Broni Pancernych). подчинённое непосредственно Командованию Бронетанковых Войск. Новое ведомство лихорадило и оно не могло определиться с приоритетами. BBT Br.Panc. не просто отказалось от дальнейшей разработки польского колёсно-гусеничного танка типа Кристи, но и создало специальную комиссию для уничтожения документации по данной теме. И документы успешно уничтожили, за редким исключением отдельных записей и расчётов, которые оставались на руках у конструкторов и не были подшиты к проектной документации.

 

10ТР на гусеницах. Курсовой пулемёт имел огромный кожух. На 10ТР стояло 3 фары. 2-х местная башня конструкции Бофорс заимствованна с 7ТР.

 

Спустя несколько месяцев в недрах BBT Br.Panc. мнения снова кардинально изменились. Теперь BBT Br.Panc. заручившись поддержкой Генерального Штаба снова решило сделать польский колёсно-гусеничный танк, который теперь назывался крейсерским. Конструкторскую группу возглавил майор Рудольф Гундлах (Rudolf Gundlach). Майор не был новичком и в его активе уже числилось несколько разработок среди которых польский бронеавтомобиль Ursus wz. 29 и знаменитый танковый перископ, более известный как Vickers Tank Periscope Mk IV. Среди разработчиков были Ян Ляпушевский (Jan Łapuszewski), Мечислав Сташевский (Mieczysław Staszewski), Стефан Ольдаковский (Stefan Ołdakowski), Казимирж Хейнович (Kazimierz Hejnowicz) и Ержи Напиорковский (Jerzy Napiórkowski).
В качестве основы был взят танк Кристи. Однако на польском прототипе значительно расширили корпус – а это позволило посадить рядом двух членов экипажа и установить курсовой пулемёт. На увеличенный погон поставили 2-х местную башню конструкции Бофорс от танка 7ТР. Экипаж состоял из 4 человек. Вооружение: 37мм пушка wz. 36 с 80 выстрелами и два 7,62 пулемёта wz. 30 с 4500 патронами. Корпус собирался из катаных бронелистов соединённых заклёпками и сваркой. Толщина брони корпуса – 20мм спереди, боков и сзади, башня – 16мм.
С американского Кристи позаимствовали решение колёсно-гусеничного хода. Польские инженеры изменили ведущие колёса, расширили траки и т.д. Система управления танком имела гидравлические сервоприводы и была польской. Тормоза барабанные, а ведущие колёса сзади. В целом танк получился легкоуправляемым. Большой проблемой было отсутствие достаточно мощного двигателя. Техзадание требовало мотор мощностью - 250 л.с (182,5 кВт). На разработку и выпуск своего двигателя могло уйти слишком много времени, и ещё неизвестно что могло получиться. Поэтому у фирмы Vimalert был куплен готовый мотор American la France. 12-цилиндровый бензиновый двигатель  объёмом 12,358 см.куб. водяного охлаждения имел паспортную  мощность 240-246 л.с (175,2 -179,6 кВт). Однако на практике при 2800 об/мин мощность была 210 л.с. Хотя заявленная и реальная мощность явно не совпадали на 30 л.с. (22 кВт) у BBT Br Panc не было выбора и двигатель пришлось покупать каким он был.

На гусеничном ходу 10ТР развивал 50-56 км/ч, а на колёсах 75 км/ч. Из 4 опорных колёс на борту, первое было рулевым, а второе слегка убиралось вверх при движении без гусениц. При колёсном ходе трансмиссия переключалась на последние 2 колеса. Аммортизация обеспечивалась обрезиниванием колёс и независимой подвеской каждого опорного колеса. Переход с колёс на гусеницы занимал 30-45 минут.

 

Схема подвески 10ТР. Обратите внимание на второе опорное колесо
 

Радиостанции в 10ТР не стояло, но в перспективе намечалась 2NC с интеркомом.
Наверно польские военные считали 10ТР очень нужным танком, если в 1936 включили ещё недоделанный образец в программу Бронетанковых Войск, которая являлась составной частью общей програмы роста и развития Польской Армии на 1936-1942. Комитет Вооружения и Оснащения (KSUS) одобрил эту програму в январе 1936. 10ТР внесли в список на оснащение четырёх моторизованых батальонов в составе новых моторизованных бригад. Примером бригады может служить Варшавская Броне-Моторизованая бригада (Warszawskiej Brygady Pancerno-Motorowej). Батальон должен был состоять из роты 16 танков 10ТР и роты танкеток TK/TKS или роты новых разведовательных танков 4ТР. Всего планировалось построить 64 крейскрских танка 10ТР не считая учебных. Батальоны с 10ТР подразумевалось использовать вместе с кавалерией для манёвренных операций.
Под руководством начальника WD капитана Казимиржа Грюнера (Kazimierz Grüner) в 1937 начали сборку первого прототипа 10ТР в Экспериментальной Мастерской (WD) при BBT Br.Panc. Мастерская находилась на территории завода PZInż. в городе Урсус, недалеко от Варшавы. Приступая с сборке предприятие не имело необходимого оборудования для изготовления 10ТР, поэтому прототип был готов только в июле 1938.
Ходовые испытания проходили в строжайшей секретности из-за опасения перед немецкими агентами и членами «пятой колоны». Шеф BBT Br.Panc полковник Патрик Обрлен деЛси (Patryk O'BrIen de Lacy) потребовал от начальника II отдела SG соблюдения максимальной секретности испытаний.

16 августа 1938 10ТР под управлением сержанта Полинарека (Polinarek) совершил первый продолжительный пробег. При этом присутствовал начальник отдела проектов и конструкций BBT Br.Panc. – капитан Леон Чекальский (Leon Czekalski). Чтобы избежать возможной утечки информации Полинарек в конце дня сделал личный доклад капитану Чекальскому.
«Танк выехал с территории WD в 9:25 и прибыл в Помиковек (Pomiechówek) к часу дня. Таким образом, чтобы проехать расстояние 57,3 км потребовалось 2 часа 20 минут... Были достигнуты следующие средние скорости: по дороге с твёрдым покрытием – 34,5 км/ч, по грязному просёлку – 20,6 км/ч... На обратном пути сломался кронштейн правого нижнего вентилятора. Танк очень легко шёл по грязной дороге, бездорожью и с абсолютной лёгкостью справлялся с любым поворотом... и плавно ехал по рытвинам. Передние пылевики слишком короткие и никак не защищали от попадания пыли внутрь, так что водителю очень трудно управлять танком (пыль летит в глаза и рот)... Коробка передач потребляет слишком много масла. Танк достаточно легко преодолел крутой склон (35°- 40°) без какого либо скольжения по грунту и несколько раз форсировал вброд реку Вкра, где глубина на несколько сантиметров превышала уровень пола... На обратном пути он угодил в глубокий придорожный кювет (почти 2 м) в Лёмянки (Łomianki) и сбил дерево у дороги (танк без труда выбрался из кювета на задней передаче)... Этот съезд в кювет был вызван временной поломкой тормоза. 17 числа этого же месяца танк остаётся в WD, для установки нового вентилятора. 18 числа этого же месяца, т.е. во вторник эти испытания могут снова начаться. Общий осмотр: результат испытательного пробега на дистанцию 111 км был удовлетворительным по скоростным показателям и преодолению участков труднопроходимого бездорожья».

 

На 10ТР при езде без гусениц приподнималось 2-е опорное колесо, а 1-м регулировалось направление движения. Хорошо заметен камуфляжный рисунок из горизонтальных полос. На этой фото 10ТР имеет только одну фару
 

В целом успешные испытания прерывались незначительными поломками до 30 сентября. Затем 10ТР  вернули в мастерскую для усовершенствования.
16 января 1939 когда на испытаниях присутствовал главный конструктор, танк сделал короткий пробег до Лёвица (Łowicz) – всего 154 км. С 22 по 25 апреля 10ТР доехал до Гродно всего преодолев 610 км. Когда 10ТР накатал около 2000 км, его загнали в цех WD и полностью разобрали для осмотра износа деталей, выявления дефектов сборки и устранения проблем. В мае подрумяненный 10ТР продемонстрировали военному командованию. Среди конструкторов и военных возобладало мнение, что колёсный ход 10ТР – это совершенно ненужное излишество для танка. За счёт демонтажа оборудования колёсного хода стало возможно увеличить бронирование не увеличиавя общий вес машины. Так и не звпустив в серию 10ТР, поляки в 1938 приступили к созданию танка 14ТР с только гусеничным ходом. Вместо требуемой 35-мм брони конструкторы собирались увеличить её до 50мм. Сразу повторились трудности с двигателем. Мощность American la France оказалась недостаточной даже для 10ТР. Созданием польского двигателя мощностью 300-400 л.с. занимались инженеры З.Ритл (Z. Rytl) и Я. Вернер (J. Werner) из отдела BS PZ Inż. Однако их двигатель находился ещё на стадии испытаний и польские конструкторы более чем наивно решили поставить немецкий Maybach на 300 л.с. Под конец 1938 работа над 14ТР была выполнена на 60% и к марту 1939 уже планировали приступить к сборке. Однако отсутствие двигателя тормозило весь проект, а переговоры с фирмой Maybach о покупке 2 моторов тянулись вплоть до начала 2МВ. В сохранившихся документах на 10ТР и 14ТР значатся одинаковые двигатели.

 

Последнее документальное упоминание о 10ТР относится к концу мая 1939. Начавшаяся 2МВ прекратила развитие проектов 10ТР и 14ТР.
 

 

ParaBellum

Copyright © 2002-2003  VN Para Bellum. All rights reserved.
Отредактированно: 17-08-2003

 

Хостинг от uCoz