Польский
лёгкий танк
Vickers Mk. E
Покуплка танка
В начале 30-х в Польше пришли к мнению, что иметь
Reno 17 в качестве основного танка уже просто
неприлично и решили обновить свой танковый парк. Отечественное
танкостроение не могло предложить ничего существенного поэтому взор устремился на
иностранные разработки. Огромный интерес у польских инженеров вызвал
американский колёсно-гусеничный танк Кристи. Был даже подписан контракт
на один пробный танк, перечислены деньги и вскоре ожидалась покупка
самой лицензии на производство боевой машины. Однако
J. W. Christie
внезапно решил не продавать полякам даже гайки,
вернул деньги и тут же подружился с советскими эмиссарами. Вскоре
лицензия на Кристи 1931 ушла в страну Советов где превратилась в линейку лёгких танков
БТ. А упрямые поляки принялись самостоятельно воплощать своё видение
американского танка опираясь на рекламные листовки фирмы
US Wheel Track Layer Corporation.
Польский проект "A la Christie" продвигался неуверенно и обещал
трудности, в то время как военные настойчиво требовали машину. В итоге
было решено купить в Англии готовый танк - 6-тонный Викерс
Mk Е (Vickers Mk. E). Работу над польским
Кристи свернули, проектную документацию уничтожили и принялись доводить
"англичанина".
В сентябре 1930 в Польше прошли испытания
закупленного пробного танка Викерс. Общее впечатление осталось хорошим
несмотря на ряд недостатков: тесноту боевого отделения, перегревы
двигателя и слабую бронезащиту. В сентябре 1930, сразу же после
испытаний решили купить лицензию и 50 танков Vickers Mk. E. по £13,800
каждый. Однако в 1932 - начале 1933 в Польшу дошло только 38
двухбашенных танков "тип А" с серийными номерами VAE 408 - 445.
Есть несколько версий куда делись ещё 12 танков. Одни говорят, что 12
машин входили в стоимость контракта, другие утверждают, что часть танков
отправили в разобраном виде, чтобы на польском заводе могли освоить
сборку из комплектующих. Во всяком случае достоверно известно, что из
недостающих 12 танков в Польше не собирался ни один, поскольку Польша
так и не начала производство английского Vickers Mk. E. В английскую
конструкцию внесли ряд усовершенствований и только получившийся 7ТР
заупустили в серию. Вероятно на производство первых образцов танка 7ТР и
ушли детали недостающих 12 закупленных в Англии танков Vickers Mk. E.
Вооружение
Купив танк Викерс поляки сразу запустили програму
усовершенствований под названием "Vickers-Armstrong-Ursus" (VAU).
Танки поставлялись в двухбашенном варианте (тиа А)
и без всякого вооружения. Дело в том, что в 1933 в Польше
сконструировали универсальную круглую установку под пулемёт. Поэтому
вооружение монтировали сами поляки - 7.92мм пулемёты воздушного
охлаждения wz. 25 Hotchkiss (tank machine guns - TMG).
Польский двухбашенный танк Викерс Е
(Vickers E) въезжает в Zaolzie 22 сентября 1938. На верхнем лобовом
листе корпуса, слева от смотрового люка водителя заметно польское
тактическое обозначение - три вертикальные линии (вероятно синии
оли красные).
В конце 1933 16 польских Викерсов снова
перевооружили - в правой башне появился пулемёт с воздушным охдаждением 13.2мм
wz.30 Hotchkiss TMG, а в левой башне пулемёт с водяным охлаждением
7.92мм wz.30 (Browning). Предположительно ещё 6 танков оснастили в
правой башне 37мм пушкой wz.18 (SA-18) Puteaux L/21 и в левой
башне 7.92мм пулемётом wz. 25 TMG.
Установив на танк 37мм пушку wz.18 вдруг заметили, что
оказывается имея низкую начальную скорость снаряда она не годится для
борьбы с танками. Можно подумать, что раньше это определить было
невозможно. У фирмы Викерс срочно закупили 22 башни вооружённые 47мм
пушкой Vickers QF (3pdr). От покупки спаренных пулемётов поляки
отказались и поставили свой 7.92мм wz.30 TMG водяного охлаждения. Пушка
имела скорострельность 10 выстрелов в минуту и боекомплект из 49
выстрелов. Прицел монтировался слева от орудия.
В общем с переходом на новый танк полякам явнро не
везло: сначала конфуз с Кристи, затем поспешная покупка Викерса,
который не успев вооружить начинали снова перевооружать. Самое
интересное в этой истории, что приобретённая в пожарном порядке башня
была от модификации "Typ B" т.е. требовалось
переделать свежекупленные двухбашенные Викерсы в однобашенные. О чём
думала польская закупочная комиссия приобретая двухбашенный Викерс -
сказать трудно. Постоянные модернизации и переделки не позволяли
нормально готовить экипажи. На ветер летели очередные деньги - в утиль
шло недавно купленное оборудование. А реального танка всё не было.
В 1934 22 двухбашенных танка Викерс наконец переделали в
однобашенные. Вместо английского пулемёта поставили 7.92мм wz.30 TMG -
то была переделка американского пулемёта Colt-Browning M1917 под патроны
Маузера. К нему шло 5940 патронов. Поляком очень нравилась эта модель.
Оставшиеся 16 двухбашенных танков оснастили 7.92мм
wz.30 TMG с боезапасом 6600 патронов. Надо сказать, что водяное
охлаждение пулемётных стволов было не самым удачным решением для танка.
Впрочем полякам этот пулемёт нравился. Предположительно к 1937
перевооружение польских Викерсов закончилось и в таком виде они
встретили 2МВ.
Артиллерийская башня польского танка
Викерс (Vickers Mk.E Type B)
Изменения конструкции
Переделывалось не только вооружение. Прежде всего польские инженеры потребовали от
английской стороны прикрыть бронёй магазины 13.2мм пулемётов TMG и
установить за башней большие воздухозаборники, чтобы улучшить обдув
перегревавшегося двигателя. Все проектные работы в 1934 выполнила фирма
Викерс, а монтаж осуществили в польских цехах PZInz и мастерских 3-го
Бронетанкового Батальона.
Однобашенный польский Викерс Е на
параде в Варшаве в 1934. Танк не имеет дополнительных воздухозаборников.
Камуфляжная раскраска - старого "японского" типа наносившаяся в 1932-36.
На голове танкиста штатная стальная каска.
Танк имел стандартную компановку - моторное
отделение сзади, боевое посередине, трансмиссия спереди.
Бронезащита состояла из катанных листов, которые
крепились на болтах и заклёпках. Корпус бронировался спереди и по бокам -
13мм, сзади - 8мм, башня - 13мм на обоих вариантах. Крыша и днище - 5мм.
Экипаж - 3 человека.
Vickers Type A:
командир, водитель, пулемётчик. Командир и пулемётчик находились в
отдельных одноместных пулемётных башнях. Посадка осуществлялась через
люки на крыше башен. В люках стояли вентиляторы, а на крыше
бронированный ящик с патронами питавшими пулемёт.
Vickers Type B:
командир, водитель, наводчик. Командир и наводчик - в двухместной башне
смещённой влево. На крыше двухстворчатый люк. Наблюдение велось через
смотровые щели в башне.
Место водителя на всех модификациях - справа в
передней части боевого отделения. Перед водителем был двухстворчатый люк
со смотровой щелью.
В моторном отделении двигатель располагался
горизонтально и был склонен к перегревам. Для улучшения обдува мотора
поставили дополнительные воздухозаборники на крыше моторного отделения
за башней и по бокам боевого отделения.
Рация не предусматривалась. Однако перед самой
войной 4 командирские машины из 12-й роты оснастили радиостанциями
RKB/C. Установка раций потребовала переделки электрической схемы танка.
Предположительно 8 машин 12-ой роты получили радции работавшие на
приёме.
В августе 1934 польский танк Викерс был официально
принят на вооружение.
В 1936 на базе 7ТР сделали прототип "V/7TP"
оснащённый двигателем PZInz.235 (Saurer BLDb). Из-за высокой стоимости
удачная модификация не получила серийного распространения .
Рисунки - Adam Jońca
Двухбашенный и однобашенный польский Викерс Е
(Vickers E) в новом стандартном камуфляже принятом в 1937
Материалом поделился польский сайт
Prywatny Instytut Badawczy Wojsk
Ladowych
|