VN Para Bellum

USSR   СУ-100


 

 
 СССР                 

 

разведать

 

 

 
 
 Главная страница
 FAQ                
 
 
 Пишите мне 
 Обновления

 

 

СУ-100

(самоходная установка 100)

 

С появлением в немецкой армии тяжёлых танков Тигр и Пантера, советской стороне пришлось срочно создавать эффективные контрмеры. Ответные действия советских конструкторов были сравнительно долгими и неудачными. СУ-122 и СУ-85 специально созданные для борьбы с немецкими тяжеловесами с задачей явно не справлялись. Требовалось новая машина на базе Т-34 с мощной пушкой. 27 декабря 1943 ГКО своим постановлением обязало установить 100мм пушку на среднее САУ. Выполнение задания поручили Уралмашзаводу – за 18 дней надо было выполнить проект новой машины.


Изначально предполагалось на базе СУ-85 смонтировать 100мм пушку С-34 конструкции ЦАКБ, которая проектировалась для тяжёлого танка ИС. Однако с первого же взгляда уралмашевцам стало ясно, что С-34 по габаритам никак не вписывается в корпус СУ-85. Требовалось создать новый корпус САУ, что влекло за собой переналадку производственной линии, снижение технологичности, и значительную задержку во времени при малом объёме выпуска. Переговоры с ЦАКБ не дали результата и Уралмаш чуть ли не приватно обратился к КБ Ф.Ф.Петрова с прсьбой решить проблему орудия. Ф.Ф.Петров откликнулся на просьбу и в инициативном порядке конструкторы завода №9 к концу декабря выдали новое 100мм орудие Д-10С. Малые сроки создания Д-10С объясняются тем, что за основу взяли уже существующую морскую зенитную 100мм пушку Д-10. Это орудие не требовало кардинальных переделок для установки в корпус СУ-85 и вдобавок меньше весило. Пушка устанавливалась со смешением вправо в переднем наклонном бронелисте. 3 марта появился первый прототип СУ-100 вооружённый Д-10С, который вскоре был успешно испытан. Однако развёртыванию серийного производства стало мешать ЦАКБ, требуя чтобы Уралмаш согласно официальному предписанию установил именно их пушку С-34. ЦАКБ не сумев пристроить своё детище на ИС-2, теперь пыталось протолкнуть С-34 для САУ, чтобы доказать, что они не зря хлеб едят. На этот раз ЦАКБ, понимая, что им реально светит уже второй провал с их орудием, пошли на попятный и взялись таки подогнать С-34 под корпус СУ-85.


Вскоре изготовили 2 прототипа САУ: вторую СУ-100 с Д-10С и СУ-100-2 с С-34. После испытаний было рекомендовано принять на вооружение СУ-100 с пушкой Д-10С, поскольку СУ-100 обеспечивает: "успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости от точки попадания снаряда, а для "Фердинанд" только при попадании в бортовую броню, но с дистанции 2000 метров".


3 июля 1944 СУ-100 постановлением ГКО была принята на вооружение. Новая машина получилась достаточно технологичной. 72% деталей СУ-100 досталось от Т-34, 4 % от СУ-122, 7,5% от СУ-85 и только на 16,5% СУ-100 была новой. Таким образом высокие боевые качества достигались без серьёзного изменения технологического цикла.


Поскольку лобовая броня увеличилась с 45мм до 75мм и добавилось более мощное орудие, то переднюю подвеску усилили. Ниже орудия крепился запасной фрагмент гусеницы дополнительно защищавший боевое отделение. Борта и корма по прежднему имели 45мм. Днище сваривалось из 4 листов, посередине был аварийный люк для экипажа. На СУ-100 появилась командирская башенка с 5-ю перископическими приборами наблюдения MK-IV. Пороховую задымлённость боевого отделения характерную СУ-85 решили устранить двумя вентиляторами в крыше. Боекомплект СУ-100 состоял из 33 унитарных выстрелов и имел следующую номенклатуру:
-БР-412 (бронебойно-трассирующий);
-БР-412Б (бронебойно-трассирующий);
-ОФ-412 (осколочно-фугасный);
-Осколочные морские гранаты.
Д-10С при длине ствола 56 клибров придавала бронебойному снаряду начальную скорость – 895м/с. Тупоголовый БР-412Б с дистанции 1500м и при угле встречи 60° побивал 110мм брони. Практическая скорострельность СУ-100 составляла 5-6 выстрелов в минуту. Пушка имела прицел ТШ-19 и наводку от -3° до +20° по вертикали и 10° в каждую сторону по горизонтали. Вылет орудия за габариты корпуса получился значительным - 3.35 м.


Теснота боевого отделеничя СУ-100 вынудила отказаться от пулемёта защищавшего бы САУ от вражеской пехоты, зенитный пулемёт тоже отутствовал. Слева, впереди сидел механик-водитель; за ним – наводчик; за наводчиком - место заряжающего; командир размещался справа, где командирская башенка. Водитель имел свой люк на передней стенке, слева от пушки. Несмотрчя на то, что водительский люк-пробка был очень удобен для эвакуации, он сильно ослаблял бронезащиту лобовой проекции. Командир пользовался своим люком в командирской башенке. Кроме того, в задней части крыши находилсялся прямоугольный посадочный люк для заряжающего и наводчика. Как уже говорилось в днище имелся ещё один аварийно-эвакуационный люк.


Ходовые качества САУ-истребителя танков получились весьма неплохими. Вес СУ-100 составил 31.600 кг, а удельное давление на грунт всего 0.77 кг/cм2. Дизельный двигатель В-2-34M обеспечивал максимальную скорость 50 км/ч, а запас хода на внутренних баках достигал 280 км по шоссе или 180 км по просёлку. Впрочем СУ-100, как правило оснащалась дополнительными внешними баками, которые увеличивали дальность на 170 км и 100 км соответственно.
Радио 10-РФ-26 обеспечивало связь на удалении до 25 км.
 

Чертёж СУ-100

Самоходная артиллерийская установка СУ-100:
1 — опорный каток, 2 — балансир, 3 — ленивец, 4 — подвижная бронировка пушки, 5 — неподвижная бронировка, 6 — дождевой щиток 7 — ЗИП пушки, 8 — командирская башенка, 9 — бронеколпаки вентиляторов, 10 — наружные топливные баки, 11 — ведущее колесо, 12 — запасной трак, 13 — бронеколпак выхлопной трубы, 14 — моторный люк, 15 — трансмиссионный люк, 16 — трубка электропроводки, 17 — посадочный люк 18 — колпак стопора пушки, 19 — торсион крышки люка, 20 — люк панорамы, 21 — перископ, 22 — буксирные серьги, 23 — пробка револьверного отверстия, 24 — люк механика-водителя, 25 — запасные траки, 26 — пробка переднего топливного бака, 27 — антенный ввод, 28 — буксирный крюк, 29 — пробка револьверного отверстия, 30 — ЗИП механика-водителя, 31 — люк стопора кривошипа ленивца, 32 — пробка червяка кривошипа, 33 — фара, 34 — сигнал, 35 — пробка револьверного отверстия.

(Чертёж из журнала "Моделмст конструктор")


Создание СУ-100 было отмечено награждением Государственной премией  Л.И.Горлицкого, А.Н.Булашевой, А.Л.Кизимы, С.И.Самойлова, В.Н.Сидоренко.

В серии СУ-100 находилась с сентября 1944 по март 1946, но из-за отсутствия налаженного выпуска 100мм бронебойных снарядов, массовое производство самоходки началось только в декабре 1944.
Сначала из СУ-100 формировались полки средней самоходной артиллерии (по 21 САУ), а вскоре начали создаваться и самоходно-артиллерийские бригады (по 65 САУ).


Первый бой СУ-100 увидели 8 января 1945 в Венгрии, воле озера Балатон, где немцы сконцентрировали значительное количество своих тяжёлых танков, включая Pz VIB Королевский Тигр. СУ-100 в боях под Балатоном сыграли исключительно важное значение, которое трудно переоценить.


В 1947 было снова начато производство СУ-100 и составило 198 машин. Всего изготовили 3037 СУ-100.


В 50-х СУ-100 выпускались в Чехословакии.


В 1960 СУ-100 претерпела модернизацию, которая главным образом проявилась в установке нового двигателя В2-94М или В2-34М-11, подогревателя для запуска двигателя на морозе, новой радиостанции 10РТ-26Э, добавился прибор ночного видения. Во второй половине 60-х СУ-100 переоснастили более современными приборами ночного видения, радио Р-113 и заменили опорные катки от Т-34 на катки Т-54.

 

Египетский СУ-100

Египетская СУ-100 после боя в районе Суэца в 1956.


СУ-100 простояла на вооружении Советской Армии до 1968, а в стратегическом резерве на консервации до конца 90-х. Вместе с этим СУ-100 шла на экспорт и учавствовала во многих боях и конфликтах после 2МВ. Наибольшую послевоенную известность СУ-100 обрела в египетской армии во время арабо-израильского конфликта и на Кубе.

 

СУ-100 легендарного Фиделя
СУ-100 легендарного Фиделя. На лобовой плите отсутствует навесной фрагмент гусеницы.

 

 

 

ParaBellum

Copyright © 2002  VN Para Bellum. All rights reserved.
Отредактированно:
04-05-2003.

 

Хостинг от uCoz