Протокол осмотра предприятий
фирмы "Хеншель и сын АГ", Кассель
Дата проведения 19-24
апреля 1945 г.
I.
Общая часть
Фирма "Хеншель и сын АГ" состоит из трёх основных промышленных
предприятий:
Завод I
- Кассель. Специализировался на сборке паровозов и производстве военной
техники.
Завод II
- Ротендитмольд. Специализировался на производстве литых деталей, котлов
и других частей и агрегатов паровозов.
Завод III
- Миттельфилд. Специализируется на производстве танков и запасных частей
к ним.
Ведущие специалисты фирмы:
Председатель:
Оскар Хеншель;
Начальник отдела кадров: Роберт Хеншель
Управляющий директор: д-р фон Хейдекампф;
Финансовый директор: Флейшер;
Выпускающий директор: д-р Петрус;
Танковый конструктор: д-р Адерс.
Настоящий отчёт основан на материалах осмотра завода в Мительфилде, как
единственного, специализирующегося на выпуске танков.
Завод III
сильно пострадал за последние два года в результате бомбардировок
авиациисоюзников, поэтому в своё время на нём была проведена
реорганизация производственных мощностей. Тем не менее во время осмотра
комиссия нашла завод в состоянии, позволяющем ему выпускать ежемесячно
довольно значительное число танков. План завода приводится в приложении
А.
II.
Историческая
справка
Фирма «Хеншель и сын АГ» берёт своё начало с 1810 г., и с тех пор
маленький заводик в Касселе превратился в крупнейшее предпреятие, одного
из мировых лидеров по производству паровозов и локомотивов. В период
своего создания «Хеншель и сын АГ» был единственным крупнейшим
машиностроительным предприятием Германии. В 1871 г. компания расширилась
за счёт открытия Завода
II,
предназначенного для выпуска комплектующих для для тяжёлых паровозов. Во
время Первой мировой войны «Хеншель и сын АГ» выполнял правительственные
военные заказы, выпуская танки и артиллерийские орудия. Именно в этот
период концерн
Henschel
расширился за счёт Завода
III.
В
межвоенный период «Хеншель и сын АГ» продолжает активно учавствовать в
выпуске военной продукции, создаёт дизельные двигатели, танки и
самолёты, причём для производства последних открыты три новых филиала
фирмы: завод в Берлине – Йохаништеле (1933 г.); Берлине – Шонефельде
(1935 г.) и Касселе – Альтенбауне (1938г.). В годы войны
модернизированные предприятия «Хеншель и сын АГ», получившие новейшее
станочное оборудование, причём не только германского, но и зарубежного
производства (благодаря вывозу ценнейшего станочного парка из
оккупированных европейских государств), полностью были переориентированы
на выпуск военной продукции (самолётов, локомотивов, танков и
артиллерии). Следующая таблица наглядно показывает масштабы производства
военной продукции (помимо танков) в военный период:
|
1942 |
1943 |
1944 |
Локомотивы |
620 |
820 |
590 |
Полевые артиллерийские орудия среднего калибра |
220 |
216 |
95 |
88 мм
пушка Pak 43/41 |
120 |
1.182 |
251 |
88 мм пушкаPak43 |
120 |
1.182 |
1.341 |
20 мм
зенитная пушка Flak 38 |
1.588 |
1.292 |
72 |
III.
Производство
бронетехники
1935 г. «Хеншель и сын АГ» приступает к выпуску танков
PzKpfw I Ausf B.
Генеральным подрядчиком по производству этих танков была фирма «Крупп»,
(хотя в некоторых докуиентах содержатся свидетельства того, что им был
«Хеншель и сын АГ»). Первые прототипы танка появились в 1933-1934 гг.
1937 г. Начата сборка
PzKpfw II.
1938 г. «Хеншель и сын АГ» работает над проектом 30-тонного танка под
названием DW-I
и DW-II.
Основные характеристики проекта: лобовая броня толщиной 50 мм; шахматный
порядок расположения опорных катков; торсионная подвеска, впоследствии
применённая на танках типа «Тигр»; 6-цилиндровый карбюраторный двигатель
Maybach HL
116. В качестве танкового орудия предполагалось использовать
короткоствольную 75-мм пушку
KwK.
Впоследствии фирма занималась проектами 36- и 65-тонного танков.
1939-1940 гг. «Хеншель и сын АГ» занимается выпуском
PzKpfw III.
1941 г. Немецкий генштаб требует создания нового среднего танка. Летом
1941 г. на фирме «Хеншель и сын АГ» впервые обсуждается проект «Тигр
I»,
причём за основу для его реализации предполагается использовать прототип
танка DW-
I.
А ноябре 1941 г. новый опытный образец запущен в производство, а уже 20
апреля 1942 г. предствлен Гитлеру. Первоначально предполагалось
полностью заимствовать рулевое управление
DW-I,
однако впоследствии оказалось, что можно значительно упромстить его
производство.
1942 г. Осенью этого года появляется проект «Тигр
II».
Отличительными чертами проекта были увеличенная толщина лобовой брони,
крепление бронелистов под большими углами наклона (как у «Пантеры») и
использование длинноствольной 88-мм пушки
KwK
43. Первый экземпляр появился в ноябре 1943 г. и вплоть до июня 1944 г.
«Хеншель и сын АГ» был единственным производителем танков этого типа.
1945 г. Перед оккупацией в стадии разработки на фирме находился проект
усовершенствованной системы рулевого управления, который, при сохранении
всех базовых характеристик позволил бы значительно упростить
производство, а кроме того, позволил бы добиться значительного
увеличения крутящего момента. Необходимость в усовершенствовании
рулевого управления была связана с появлением двигателя «Майбах» бъёмом
23 л и мощностью около 1000 л.с.
Кроме этого предпринимались попытки адаптировать для танка различные
двигатели других фирм, в частности, «Аргус», «Штейер-Даймлер-Пух» и
«Клокнер-Гумбольдт-Дойц Верке». «Штейер-Даймлер-Пух» представил
карбюраторный двигатель
V-образной
формы, «Аргус» - Н-образный, а «Клокнер-Гумбольдт-Дойц Верке» предложила
использоватьдизельный мотор. Фирма
BMW
также представила свой вариант силовой установки, так называемый
BMW-звездообразный,
однако по причине недостатка места в моторном отсеке его использование
оказалось невозможным. С декабря 1944 г. начался второй этап работы над
проектом, который продолжался вплоть до оккупации. В 1943 г. были начаты
работы по разработке проекта новой гидравулической трансмиссии для «Тигр
II».
БОбъёмы
танкового производства на фирме «Henschel und Sohn AG» |
PzKpfw V I "Tiger" Ausf E
|
PzKpfw V I "Tiger II" Ausf B |
PzKpfw V "Panther" |
Январь |
- |
35 |
93 |
Январь |
- |
3 |
40 |
Январь |
- |
Февраль |
- |
32 |
95 |
Февраль |
- |
5 |
42 |
Февраль |
- |
Март |
- |
41 |
86 |
Март |
- |
6 |
25 |
Март |
10 |
Апрель
|
1 |
46 |
104 |
Апрель
|
- |
6 |
- |
Апрель
|
26 |
Май |
- |
50 |
100 |
Май |
- |
15 |
- |
Май |
25 |
Июнь |
- |
60 |
75 |
Июнь |
- |
32 |
- |
Июнь |
25 |
Июль |
- |
65 |
64 |
Июль |
- |
45 |
- |
Июль |
30 |
Август |
12 |
60 |
6 |
Август |
- |
84 |
- |
Август |
30 |
Сентябрь |
15 |
85 |
- |
Сентябрь |
- |
49+ |
- |
Сентябрь |
30 |
Октябрь |
15 |
50 |
- |
Октябрь |
1 |
29+ |
- |
Октябрь |
17 |
Ноябрь |
17 |
60 |
- |
Ноябрь |
- |
56+ |
- |
Ноябрь |
7 |
Декабрь |
23+ |
65 |
- |
Декабрь |
2 |
47 |
- |
Декабрь |
- |
Итого |
83 |
649 |
623 |
Итого |
3 |
377 |
107 |
Итого |
200 |
+ по
нашим оценкам |
IV.
Организация
производства в годы войны
Всего в танковом производстве на заводе в Миттельфельде было занято 8000
человек, работавших в две смены по 12 часов каждая, причём ночная смена
выпускала около 50% дневной нормы продукции. На фирме применялась
система «Такт», при которой производственный цикл разбивался на 9
«тактов» по 6 часов каждый. Производство каждого такна в полной
комплектации занимало 14 дней.В среднем в цеху по сборке корпусов
одновременно находилось от 18 до 22 танков, а на линиях окончаткльной
сборки их было около 10. В начале 1943 г. фирмо выпускала примерно по 20
«Тигров I»
в месяц, а к концу года общее число произведенных танков достигало 650.
За неполный 1944 г. было выпущено 623 «Тигра» (производство этих танков
было прекращено в августе 1944 г.) и 377 «Королевских Тигров». В 1945 г.
планировалось довести выпуск «Королевских Тигров» до 120 единиц в месяц,
однако в январе было произведено всего 40 машин, в феврале – 42, а в
марте – 25. Сводная таблица ежемесячного производства танков приводится
в Приложении В.
Большое количество комплектующих деталей поступало на фирму с других
предприятий по субконтрактам. Список основных фирм-поставщиков
приводится в приложении С.
V.
Организация
производства в годы войны
Половина завода в Миттельфилде (слева от железнодорожных путей, если
стоять лицом к северу) целиком отведена под сборку танкоавых гусениц,
моторов и производство деталей для локомотивов. Здесь же размещены
заводские склады с танковыми узлами и деталями, а также ангары, в
которых хранятся танковые корпуса и башни. Вторая половина завода
(справа от железнодорожных путей) состоит из четырёх цехов (№1, №2, №3,
№5). (Цеха №4 не существует, его планировали, но так и не успели
построить. Цеха №1 и №2 занимались сборкой локомотивов. В цеху №3
собирались различные узлы танков – корпуса, ходовой части, рулевого
управления, стеклоблоки для смотровых щелей и пр. Цех №5 разделён на две
чсти. Левая часть целиком отведена под сборку локомотивов, а в правой
происходила окончательная сборка танков, в том числе и установка башен
(получаемых в собраном виде от фирмы «Вегман») на полностью готовые
корпуса.
IV.
Линия по сборке
корпусов
В
Цеху №3 находятся две линии по сборке корпусов, расположенные на больших
платформах. В готовом виде корпус представляет собой сварную конструкцию
с грубо высверленными отверстиями под шасси. Затем корпус отправляют на
горизонтальный фрезерный станок с восемью свёрлами (на деле в основном
пользовались только шестью), кдн заканчивают чистовую обработку
отверстий.Затем корпус попадает на другой фрезерный станок с четырьмя
свёрлами, который обрабатывает отверстия для двух ведущих и двух
направляющих колёс. Затем наступает очередь вертикального токарного
станка, протачивающего отверстие для установки башни. После этого
готовый корпус отправляется на дальнейшую комплектацию.
Отличие между двумя линиями по сборке корпусов состоит в том, что на
первой линии, построенной с учётом последних достижений техники,
массивный корпус передвигается от станка к станку по рельсам пр помощи
специальных колёсных тележек, тогда как на второй, более старой, линии
перемещение осужествляется подъёмным краном, чтот требует исключительно
точного выравнивания обрабатываемого изделия перед каждым следующим
движением.
VI.
Станки
(а). Вертикальный двухрезцовый токарный станок с горизонтальными фрезами
на торцах одновременно осуществляет обработку как верхней панели
конструкции для последующего крепления последней передачи. Двухрезцовый
строгальный станок, изготовленный на заводе «Машиненфабрик Тернер» во
Франкфурте-на-Майне, обычно является аналогом станка, используемого в
тех же целях при обработке башенного кольца по технологии Вэгмана. (См.
доклад по технологии Вэгмана.) Две горизонтальные торцевые фрезы (по
одной с каждой стороны) двигаются по направляющей, но не регулируются по
вертикали. Установка данного станка достигается путём монтажа корпуса
танка, подлежащего обработке, на четырёхколёсные станины на рельсах,
закреплённых на бетонном основании. Окончательный крепёж корпуса
обеспечивается специальными креплениями. При помощи стягивающих болтов
корпус плотно крепится к основанию сборочной площадки.
(б). Горизонтальный расточный станок с 8 шпинделями для обработки
подвески и для расточек под торсионные стержни производится фирмой
«Бернингхаус оф Велберт». Этот станок, обеспечивающий одновременную
установку четырёх горизонтальных сверлильных механизмов на каждой
стороне корпуса, обычно называют «Ахт-шпиндель-борверк». Хотя в данном
случае в наличии были лишь три сверлильных механизма с каждой стороны
корпуса. Перед выполнением данной операции корпус крепится аналогичнот
тому, как указано в параграфе. При этом каждая расточная штанга,
представляющая собой автономный агрегат с электрродвигателем,
передвигается по горизонтальной направляющей, но не имеет вертикальной
регулировки. Понятно, что эта характеристика аналогична той, описание
которой, приводится в разделе 5.
Для выполнения различных операций по чистовой обработке боковин корпуса
применяются различные модификации данного станка. Хотя сам сверлильный
станок не является чем-то новым, если рассматривать его изолированно,
тем не менее его универсальное применение в качестве составляющей
сложных многоцелевых станков представляет значительный интерес.
(в). Двойные вертикально-радиальные сверлильные станки на колонне
производства «Рабома» (Борсигвальд-Берлин) применяются при сверлении
отверстий для кольца башни в верхней панели конструкции. Одновременно
два горизонтальных сверлильных устройства, аналогичных тем, о которых
рассказывалось в параграфе (б), просверливают небольшие отверстия в
боковых панелях корпуса, необходимые для сборки подвески. Сверлильный
узел передвигается по горизонтальной направляющей, но не регулируется во
вертикали.
(г). Следующим инструментом, заслуживающим упоминания, является весьма
хитроумный двойной торцевой фрезерный станок, с помощью которого можно
обрабатывать торцевые поверхности 12 подвесок одновременно.
По количеству производимых операций подвески весьма трудоёмки в
обработке. Использовалось много модификаций обычных инстркмментов, в
частности, в одном случае было задействовано разработанное на заводе
устройство по обработке конечной передачи «Тигра
I»,
что позволило сократить количество операций.
(д). Несколько необычный сборный цилиндрический фрезерный станок с пятью
фрезами в одной головке использовался для обработки полуфабрикатных
поверхностей механизма рулевого управления в противовес обычному методу
торцевой фрезировки фланцев.
(е). Сборка колёс для платформ рассчитана на массовое производство с
применением 15-тонного гидравлическиги пресса.
(ж). Часть сборочного цеха была отведена под сборку механизмов рулевого
управления, которые затем крепились, к коробке передач, поступавшей на
завод в сборе, после чего весь трансмиссионный узел отправлялся на
контрольную площадку, оборудованную двумя станинами с динамометрами. Тем
не менее сам операционный пункт был рассчитан на три контрольные
площадки. Рядом располагалась площадка для брака.
(з). Различные цеха на заводе Шенхеля обеспечивали большую часть
операций по механической обработке, принятых в машиностроении.
Шлифование зубьев шестерёнок почти полностью соответствует технологии
Мааг. Часть станков были производства Сомуа (Франция).
Эта фирма получает танковые башни и корпуса в сборке, поэтому у них нет
завода по сварке или профилированию толстой бронированной стали, с
помощью имеющейся в их распоряжении техники они тем не менее были в
состоянии производить проыилирование и обработку более лёгких секций.
Список германских фирм-производителей бронетанковой техники и
запасных частей |
-
Daimler-Benz AG
-
Henschel und Sohn
AG
-
Porsche
-
Adamov
-
Skoda
-
Tatra
-
Bofoa AB
-
Landswerk A.B.
-
Rheinmetall-Borsig
(Rheinmetall)
-
F.Krupp-Gruson
Werke (Krupp)
-
Dixi
-
Adlerwerke Genrich
Kleier (Adler)
-
Altmarkische
Kttenfabrik GmbH (Alket)
-
Steyr-Daimler-Puch
(Steyr)
-
Waverma
-
Klockner-Humboldt-Deutz Werke
-
Maschinenfabrik
Augsburg-Nurnberg AG (MAN)
-
Mohlenbau- und
Industrie AG (MIAG)
-
Niedersaxen
-
Nibelungenwerke
-
Krauss-Maffei
Lokomotivefabrik (Krauss-Maffei)
-
Fahrzeug und
Motorenbau GmbH (FAMO)
-
Neskomoravska
Kolben Danek / Buhmisch-Marische Maschinenfabrik (BMM)
-
Wagonfabrik Wegmann
AG (Wegman)
-
Argus
-
Borgward
-
Bayerische
Motorenwerke (BMW)
-
Maschinenfabrik
Niedersasschen-Hannover (MNH)
-
Maybach Motorenbau
(Maybach)
-
Deutsche Eisenwerke
-
Notek
-
VOMAG AG
-
Weserhotte
-
Zahnradfabrik
|
|