StuG III
Gepanzerter Selbstfahrlafette fur
Sturmgeschuetz 7.5cm Kanone Ausf A-G (Sd.Kfz.142)
В ходе 2МВ Германия оказалась
своеобразным лидером в области САУ. Именно в этой стране ещё до начала
войны увидели всю важность штурмовых орудий и постоянно уделяли должное
внимание их развитию. Исходя из опыта 1МВ начались разработки
самоходного 77 мм орудия. В 1932 разработки остановились из-за
необходимости создания других, более нужных машин.
В 1935 полковник Эрих фон Манштейн направил
генералу Беку начальнику Генштаба памятную записку с обоснованием
необходимости создания сопровождающих батальонов (Begleitbatterien). В
записке, "крёстный отцец" Sturmgeschutze, Манштейн, предложил создать штурмовую артиллерию, для
непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В записке
говорилось: "Штурмовая артиллерия действует в
качестве сопровождающей артиллерии в составе пехоты. Она не атакует как
танк, не занимается прорывом, но она поддерживает продвижение пехоты
уничтожая наиболее опасные цели посредствоп прямого огня. В отличие от
танковых подразделений, она не действует большим количеством, а обычно применяется
составе взвода. Взвод, или даже отдельное орудие, неожиданно появившись,
расчищает путь пехоте, до того, как успеет стать мишенью для вражеской
артиллерии. Орудие должно быть способно всего несколькими выстрелами
выводить из строя вражеские пулемётные точки. Также, оно должно
подбивать танки противника; в сравнении с которыми, орудие уступает в
бронировании, но превосходит в обзоре и первом выстреле."
Согласно Манштейну дивизион штурмовых орудий
должен был состоять из трёх батарей по 6 САУ в каждой.
Предполагалось смонтировать орудия на
самоходныедные гусеничные шасси. Приоритетными целями штурмовых орудий
должны были стать главные враги пехотинцев: доты, полевые укрепления и
полевые орудия, пулемётные гнёзда и хорошо окопавшаяся пехота.
Идея штурмовых орудий была восприята
неоднозначно, поскольку предполагалось, что с этой задачей вполне смогут
справить и танки. Например Pz-IV первоначально вооружался именно
противопехотной пушкой, а горизонтальное наведение осуществлялось на 360о
в то время, как штурмовое орудие имело очень ограниченный траверс.
Одним из влиятельных противников штурмового орудия был Хайнц Гудериан.
Тем не менее 15 июня 1936 фирма
Daimler-Benz получила указание разработать штурмовое орудие высотой в
средний рост человека и оснащённое 75-мм орудием. Поскольку стрелять
предполагалось по окопавшемуся противнику, то фирма Krupp создала орудие
с невысокой начальной скоростью снаряда и крутой траекторией - 75мм StuK
37 L/24. Баллистика пушки была аналогична орудию танка Pz-IV. Ради
приземистости силуэта конструкторы вообще отказались от башни, установив
пушку в закрытой бронированной рубке. StuK 37 устанавливалась с лёгким
смещением вправо и имела горизонтальные углы наведения по 12о
влево и вправо. Орудийный прицел выводился в небольшое отверстие в
лобовой плите и прикрывался отражателями пуль и осколков.
StuG III нулевой
серии. На нижней лобовой бронеплите видны 2
круглых люка.
Бронепробиваемость
7.5cm Kw.K 37 L/24 и 7.5cm Stu.K. 37 L/24
по бронеплите с
наклоном 30о
от
вертикали |
Снаряд |
K.Gr.rot Pz. |
Gr. 38 HL |
Gr. 38 HL/A |
Gr. 38 HL/B |
Вес снаряда |
6.8
кг |
4.5
кг |
4.4
кг |
4.75
кг |
Начальная скорость |
385
м/с |
452
м/с |
450
м/с |
450
м/с |
Дальность |
|
|
100 м |
41 мм |
45 мм |
70
мм |
75
мм |
500 м |
39 мм |
45
мм |
70
мм |
75
мм |
1000 м |
35
мм |
45
мм |
70
мм |
75
мм |
1500 м |
33
мм |
45
мм |
70
мм |
75
мм |
Меткость
7.5cm Kw.K 37 L/24 и 7.5cm Stu.K. 37 L/24
по цели 2 x 2,5 метра в процентном
отношении |
Снаряд |
K.Gr.rot Pz. |
Gr. 38 HL |
|
Дистанция |
Учения |
Бой |
Учения |
Бой |
100 м |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
500 м |
100 % |
100 % |
100 % |
99
% |
1000 м |
98
% |
73 % |
92
% |
60
% |
1500 м |
74 % |
38
% |
61
% |
26
% |
Первый StuG III был реализован на шасси лёгкого
танка PzKfw III Ausf F и мог развивать скорость до 25км/ч. Весной 1937 изготовили пять прототипов с
короткоствольной 75мм L/24 гаубицей. Прототипы серии "0" не годились для
военных действий, т.к. были сделаны из мягкой стали.
После испытаний в Куммерсдорфе их направили в артиллерийскую школу в
качестве учебных машин. В 1941 эти 5 САУ списали.
Серийное
производство StuG III началось в январе 1940 и до мая 1940 составило 30 машин
к началу
кампании на западе. StuG III делался уже из полноценной цементированной
броневой стали. Лобовое бронирование составило 50мм, бортовое 30мм,
гласис 26мм. 28 марта 1940 машина получила официальное
наименование Gepanzerter Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7.5cm
Kanone Ausf A (Sd.Kfz.142).
САУ относились к артиллерийским частям. Экипаж
состоял из командира (Geschützführer), заряжающего, наводчика и
водителя. Форма экипажей САУ имела танкистский покрой, но серого
цвета, а не чёрного. Их штандарты были красного - артиллерийского цвета.
Экипажи штурмовых орудий проходили более
основательную подготовку, чем танкисты. Они обучались быстрее
обнаруживать цель, прицеливаться и поражать её меньшим количеством
выстрелов.
StuG III Ausf А в
Голландии, 1940.
Первое боевое применение штурмовых орудий
произошло в 1940 во Франции и Голландии. На фронт попали батареи №
640 (3-й полк дивизии "Великая Германия"), 659 (XIII АК) и 660 (ТД СС
"Мёртвая Голова", где на практике
доказало высокую эффективность.
Осенью 1940 появилось StuG III
Ausf B: улучшили корпус, заменили двигатель и трансмиссию.
Ведущие колёса и ленивцы обрели новую форму, а ширина гусеницы
возорсла с 36 см до 40 см. Всего сделали 320 САУ
Ausf B. Характерным было то, что изменился производитель StuG III
- теперь им стала берлинская фирма Alket. Первые 8 StuG
III В выпущенные в октябре даже имели бортовые эвакуационные люки, в наследство от танковой
базы. Теперь StuG III делался на базе PzKpfw
lll Ausf G.
В марте 1941 вышла модификация
Ausf C и выпускалась до мая 1941. Очередная модификация StuG III D
отличалась лишь внутренними переделками и в немецких документах даже
значилось StuG III Ausf C/D. Модификации C
и D оснащались моно- или бинокулярным
прицелом, который теперь разместили на крыше вместо лобового листа. Такое перемещение
стало возможным с заменой телескопического прицела на перископический.
Новое расположение прицела усилило
лобовую бронезащиту. Изменили форму бортов и фронта рубки, крышу
водительского места. Появление StuG III Ausf D
было вызванно появлением новой модификации базового танка -
Pz III Ausf. H. Изготовили 50 штук StuG III Ausf
С и 150 StuG III Ausf D.
В сентябре 1941 появилась модификация StuG III
Ausf E - последняя оснащённая короткой пушкой. САУ опять обрело
новую форму надстройки. Модификация Ausf E
планировалась для использования в качестве командирской машины вместо
наблюдателей-корректировщиков SdKfz 253, которые вывели из состава
подразделений StuG-ов. Наклонное бронирование стало более вертикальным.
Вторая бронекоробка перенесена направо, а левую удлинили - в них
находилось дополнительное радиооборудование и амуниция. Модификация
упростила производство и снизила стоимость нового StuG III. Командирские
машины легко определить по двум антенам сзади надстройки. Впрочем
StuG III
Ausf E изготавливался и в линейной комплектации. Всего
выпустили 272 StuG III Ausf E.
Модификации Ausf В, C, D, E оснащались одинаковой
75мм пушкой StuK 37 L/24.
StuG III Ausf В с ранним типом
ведущих колёс и ленивцев.
StuG III Ausf D из 189-го батальона. Хорошо видно, что над опорными катками нет
бортовых аварийных люков, в отличие от базового шасси
Pz III.
StuG III Ausf E с вертикальными бортами
рубки - 80°, угол лобовой брони рубки - 90°.
На Восточном фронте StuG III называли
артштурм.
С началом военной компании против СССР немецкие
штурмовые орудия уже не могли успешно поддерживать свою пехоту. Хорошая
баллистика короткоствольной StuK 37 L/24 оказалась абсолютно бесполезной
против советских танков Т-34 и КВ. Броня самоходки тоже не отвечала
требованиям новой войны. 28 сентября 1941 Гитлер безапелляционно
потребовал увеличить броню StuG и усилить огневую мощь. Под
непосредственным влиянием фюрера сконструировали StuG III Ausf F. У
нового штурмового орудия появилась длинноствольная 75-мм пуша StuK 40
L/43 с боекомплектом увеличенным до 54 выстрелов. Пушка была новой,
законченной Рейнметалл в декабре 1941. Добавился пулемёт MG
34 заменённый впоследствии на MG 42. Пулемёт устанавливался в люк
заряжающего и из него можно было стрелять только с открытым люком. Задняя
часть середины крыши приподнялась из-за электического вентилятора.
Изменилось моторное отделение. Лобовая броня была усилена
дополнительными 30-мм бронелистами. Вес StuG III Ausf F возрос до 21 600
кг. StuG III теперь иногда именовался
Sturmgeschutz 40 Ausf F (SdKfz 142/1). Однако переналадка производственных мощностей отсрочила начало
серийного выпуска до марта 1942. Выпустив 120 штурмовых орудий с StuK 40
L/43, немецкая промышленносить в сентябре 1942 перешла на новую
комплектацию с удлинённым орудием StuK 40 L/48. Эту версию StuG III F
некоторые называют StuG III Ausf F/8, поскольку САУ делалось на базе
корпуса PzKpfw III Ausf. J (8/ZW). Складывающуюся антену заменили
нескладывающейся. Получив длинноствольную 75мм пушку, штурмовое орудие
уже могло бороться с танками. С появлением StuG III Ausf F эта самоходка
закончила свою эволюцию превращения из САУ поддержки пехоты в штурмовое
орудие и наконец в противотанковое средство.
StuG III Ausf F/8 с однокамерным дульным тормозом на орудии длиной 48 калибров.
Бронепробиваемость
7.5cm Stu.K. 40 L/48
по бронеплите с
наклоном 30о
от вертикали |
Снаряд |
Pzgr. 39 |
Pzgr. 40 |
Gr. 38 HL/C |
Вес снаряда |
6.8
кг |
4.1
кг |
5 кг |
Начальная скорость |
750 м/с |
930 м/с |
450
м/с |
Дальность |
|
100 м |
106 мм |
143 мм |
100
мм |
500 м |
96 мм |
120 мм |
100 мм |
1000 м |
85
мм |
97 мм |
100
мм |
1500 м |
74 мм |
77 мм |
100 мм |
2000 м |
64
мм |
- |
100 мм |
Меткость
7.5cm Kw.K 37 L/24 и 7.5cm Stu.K. 37 L/24
по цели 2 x 2,5 метра в процентном
отношении |
Снаряд |
Pzgr. 39 |
Pzgr. 40 |
Gr. 38 HL/C |
|
Дистанция |
Учения |
Бой |
Учения |
Бой |
Учения |
Бой |
100 м |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
500 м |
100 % |
9 % |
100 % |
99
% |
|
|
1000 м |
1 % |
73 % |
92
% |
60
% |
|
|
1500 м |
74 % |
38
% |
61
% |
26
% |
|
|
2000 м |
|
|
|
|
|
|
До сих пор исследователи спорят о существовании
StuG III Ausf F вооружённого 105 мм гаубицей - StuH 42 L/28. Сторонники
гаубицы ссылаются на фотографии, а их оппоненты утверждают, что это было
75 мм орудие StuK L/33. После перехода на пушку 75мм L/48 с ярко
выраженной противотанковой направленностью, немецкая пехота лишилась
эффективной поддержки. Длинноствольная пушка имела настильную, а не
крутую траекторию и не годилась для борьбы со скрытыми целями и
окопавшимся противником. Для восполнения пробела решили выпустить StuG
со 105 мм гаубицей F.H. 18. САУ назвали Sturmhaubitze (StuH 42). Первое
боевое применение StuH 42 увидело в ноябре 1942 (по другим данным выпуск
StuH 42 начался в марте 1943). Позднее StuH 42 выпкскалось на базе StuG
III G и получило маску "свинное рыло",
двухкамерный дульный тормоз. Противотанковых снарядов это орудие не
имело. В батареях стремились к соотношению 3 StuH : 7 StuG, но такое не
всегда удавалось. До конца войны выпустили более 1200 StuH.
Как бы там ни было, всего с марта по сентябрь 1942
изготовили 359 машин Ausf F.
Фотография 105мм StuH 42 Ausf G (Sturmhaubitze).
Ствол снабжён 2-х камерных дульным тормрзом.
Рисунок 105мм StuH 42 Ausf G (Sturmhaubitze).
Ствол без дульного тормоза, а на бортах по 4 секции бронеэкрана.
Отсутствует люк с пулемётом.
В декабре 1942 появилась последняя и самая
массовая серийная модификация StuG III G. САУ
выпускалась заводами Alket и с марта 1943
MIAG. Стоимость StuG III
G была сравнительно невысокой - 82500 рейхсмарок, а боевые
качества неплохими. Исходя из экономических причин немецкое командование
опрометчиво сделало ставку на массовый выпуск штурмовых орудий в ущерб
танкам.
StuG III Ausf G. Орудие имеет
двухкамерный дульный тормоз, маску "свинное рыло". В качестве
дополнительной защиты - навесные бронещиты по бортам и гусеничная лента
на нижней лобовой бронеплите. Похоже, что над навесной гусеницей
приделано две цементных плиты.
Главным отличием стала литая 80 мм маска орудия
типа "свинное рыло" (Saukopf). Крышу надстройки наклонили с 12о
до 15о. Боевую рубку
расширили и уменьшили наклон бортов на 1о
до 79о.Вентилятор
сместили на в центр задней вертикальной стенки рубки боевого отделения.
Самоходные орудия Ausf F и G ещё называли StuG III (40) из-за орудия
StuK 40. Командир получил свою башенку с 8-ю смотровыми приборами и
лючёк для бинокля. Командирская башенка стала - ослабила
бронезащищённость и её иногда усливали бгусеничными звеньями. На поздних
вариантах StuG III G к командирской башенкие
спереди приваривался наклонный пулеотражатель. Люк заряжающего на крыше
стал открываться в стороны, а пулемёт установленный на крыше - получил
дистанционное управление. Теперь для стрельбы из MG
не обязательно было заряжающему открывать свой люк. Вес опять вырос,
достигнув 23 900кг.
С декабря 1942 по март 1945 выпустили 7720 единиц
7.5cm Sturmgeschьtz 40 Ausf. G (SdKfz 142/1), ещё 173 САУ конвертировали
из из повреждённых танков PzKpfw III. Из 7893
StuG III G берлинской фирмой
Alket собрано MIAG.
StuG III Ausf G. САУ покрыта
циммеритом. Над орудийной маской "Saukopf" виден люк-щиток заряжающего с
бойницей для пулемёта. Циммерит нанесён "вафельным" рисунком. Передняя
плита усилена дополнительным бронированием фиксированным на болтах. Две
снтены сзади позволяют предположить, что это командирская машина.
StuG III серий А, В, C, D, E постепенно
возвращались на завод и оснащались более мощьными орудиями, бронёй и
деталями от поздних модификаций. К Курской битве летом 1943, практически
все StuG III А-Е прошли модернизацию. С 1943 немецкую бронетехнику стали
покрывать ферромагнитным составом "циммерит", на StuG III циммерит часто
имел "вафельный" рисунок. На покрытие вертикальных плоскостей StuG III
уходило 70 кг пасты циммерит.
Михаэль Виттманн (слева) возле своего
StuG III Ausf А. СССР, 12 июля 1941.
С 1943 Германские войска беспрерывно отступали и
от САУ всё чаще требовалось бороться с советскими танками. Несмотря на
постоянные модернизации StuG III не был
достаточной контрмерой советским танкам и немцы активно внедряли более
мощные САУ.
Сравнительная характеристика основных показателей StuG
III всех модификаций |
Тип |
0 -cерия |
Ausf.А |
Ausf.В |
Ausf.С-D |
Ausf.E |
Ausf.F |
Ausf.G |
Вес |
16000 |
19600 |
21000 |
22000 |
20800 |
23400 |
23900 |
Высота (м) |
? |
1.95 |
1.96 |
1.98 |
1.98 |
2.15 |
2.16 |
Ширина (м) |
2.81 |
2.92 |
2.95 |
2.93 |
2.93 |
2.93 |
2.95 |
Длина (м) |
5.665 |
5.38 |
5.4 |
5.5 |
5.5 |
6.31 |
6.77 |
Пушка |
75мм StuK 37 L/24 |
75мм StuK 37 L/24 |
75мм StuK 37 L/24 |
75мм StuK 37 L/24 |
75мм StuK 37 L/24 |
75мм StuK 40 L/43 или L/48 |
75мм StuK 40 L/48 |
Выстрелов |
? |
44 |
44 |
44 |
44/50 |
44 |
|
Пулемёт |
- |
- |
- |
7.92мм MG34 |
7.92мм MG34 |
7.92мм MG34 |
7.92мм MG34 |
Броня корпуса, лоб |
? |
50мм > 69° |
50мм > 69° |
50мм > 69° |
50мм > 69° |
50/50 + 30мм > 69° |
50 + 30/80мм > 69° |
Броня рубки, лоб |
? |
50мм > 80° |
50мм > 80° |
50мм > 80° |
50мм > 80° |
50/50 + 30мм > 80° |
50 + 30/80мм > 80° |
Запас хода шоссе /
просёлок |
? |
160/100 |
165/95 |
165/95 |
165/95 |
165/95 |
165/95 |
Випущено |
5 |
30 |
320 |
150 |
272 |
359 |
7720 + 173 из Pz
III |
Время
выпуска |
весна '37 |
январь '40 -май '40 |
июнь '40 - май '41 |
май '41 -
сент. '41 |
сент. '41-март
'42 |
март '42 -
сент. '42 |
дек. '42 -
март '45 |
|