VK 4501(P) TIGER
Разработкой тяжёлого танка в Германии до 2МВ занимались
две фирмы: Henschel und Sohn и Porsche,
но ничего конкретного так и не было сделано.
Porsche начал проэктирование
ещё осенью 1940 и к моменту принятия так называемой “Tigerprogram”
уже имел определённый прогресс.
Ходовая VK4501(P) намного надёжней чем у VK 4501(H). Габариты машины, позволяли
перевозить её на стандартных железнодорожных платформах. До того, как
было принято 88 мм KwK36 на
корпусе установливалась ложная башня для сохранения весового баланса.
26 мая 1941 на заседании посвящённом перспективам
проэктирования и создания нового оружия, на котором присутствовал Адольф
Гитлер, фирмам Henschel и Porsche было поручено
закончить создание тяжёлого танка к лету 1942. На Круппа возлагалась
обязанность обеспечить прототипы орудием с башнями.
Фотография показывает танк
сзаду. Крышка над двигателем открыта и группы людей на машине и слева от
неё обсуждают возникшие проблемы. На корме лежит домкрат. Похоже, что
снимок сделан возле железнодорожного переезда.
Henschel взял за основу нового
танка своюпредыдущую разработку VK
3601(H), откуда
позаимствовал многие узлы и агрегаты подвергнув часть из них адоптации и
модернизации.
Porsche тоже устремил взор на
свою наработку: VK
3001(P), Leopard. Новая машина должна
была иметь вес 45 тонн 88мм орудие KwK L/56.
В отличии от прототипа Хеншеля, машина Porsche
имело по 6 опорных катков на борт, а не по 24 катка в три ряда.Башня
была смещена в переднюю часть корпуса, что нарушало равномерное
распределение веса и сильно затрудняло ведение боя в городе или на
холмистой местности.
В нижней части корпуса
заметны специальные направляющие плиты, удерживающие гусеницы сверху на
опорных катках и непозволяющие гусеницам слететь.
Если у Henschel «визитной карточкой» было 3-х рядное расположение
катков, то у Porsche
это была силовая установка. В кормовой части машины находились два
бензиновых двигателя с воздушным охлаждением, рзработанные Porsche – Type 101/1. Бензиновые
двигатели вращали 2 электрогенератора, от которых электический ток
поступал к двум электромоторам, по одном4у на каждую гусеницу , которые
электродвигатели и вращали. Вместо коробки передач на прототипе Porsche стояли электрические
реостаты, которыми регулировалась скорость хода.
Прогрессивность идей д-ра Порше очевидна неоспорима,
если бы они ещё работали… Бензиновые ддвигатели были крайне ненадёжны,
часто ломались и требовали длительного ремонта и имели тенденцию к
возгоранию. Электрическая система требовала большого количества меди,
которая была стратегическим металлом и в военное время являлась
дефицитом.19 апреля 1942 на станцию возле Растенбурга, в Восточной
Пруссии прибыли прототипы Henschel
и Porsche. Оттуда они
двинулись на ставку Гиитлера «Вольфшанце», постоянно ломаясь на своём
11-километровом пути.
20 апреля 1942, в день рождения фюрера, для него
оганизовали смотрины новых танков. В 10.30 возле машин начали собираться
нацистские бонзы, а к 11 часам подошёл и фюрер. Гитлер провёл около 20
минут возле прототипа своего любимца д-ра Порше. На творение же
инженеров Хеншеля фюрер кинул лишь беглый взгляд. К тому же танк Henschel имел башню
позаимствованную у Porsche
из-занехватки времени. Когда, наконец началась демонстрация ходовых
качеств танков, то оказалось, что машина
Porsche явно уступает прототипу Henschel в манёвренности.
Симпатии наблюдавших склонялись не в пользу VK
4501(P).
Основные испытания заполанировали на июлб 1942 в
танковой школе в Berka,
в Германии. Эти испытани окончательно отдали пальму первенства машине VK 4501(H).
VK 4501(P)
оказался маломанёвренным, проваливался на мягком грунте и требовал
помощи эвакуационных машин, чтобы выбраться, система управления
постоянно ломалась и нуждалась в длительной доводке, к томуже танк Porsche был длинее
танка Henschel.
В июле 1942 прототип VK
4501(H) был принят на
вооружение и пущен в серию
К июлю 1942 на заводах
Nibelungenwerke закончили 5 машин.
Д-р Порше был настолько уверен в своей победе над
конкурентом, что ещё до официального решения начал серийный выпуск
корпусов VK 4501(P)
и до прекращения производства успел выпустить 90 машин.
Изготовленные машины стремились хоть как-то использовать
и по-возможности, реабилитировать их качество. В начале сентября 1942
танками Porsche решили
вооружить два PzAbt для
действий в Северной Африке. Немалую роль сыграл двигатель с воздушным
охлаждением.. Но, творение Porsche
ждал очередной провал. Для испытаний и учёбы 5 танков Porsche направили в Dollersheim, в Австрии, где с
августа по сентябрь 1943 три машины переделали ремонтные Bergepanzer Tiger (P).
Впрочем, один Tiger
(P) таки понюхал пороху
в качестве командирского танка
Panzerbefehlswagen VI(P)
в sPzAbt 653 в первом
полугодии 1944 на Восточном Фронте.
Стремясь максимально полезно использовать 90 уже готовых
корпусов VK 4501(P)
22 сентября 1942 их решили конвертировать в тяжёлые самоходные орудия Ferdinand.
Однако бои в Сталинграде оказали влияние на немецкое
руководство и приказом Гитлера от 22 ноября 1942 предписывалось сделать
один Rammtiger для
разрушения барикад и оборонительных сооружений. Танк должен был иметь
наклонные бронеплиты и своеобразные нож-отвал, чтобы таранить укрепления
врага. Rammtiger
вооружался одним MG.
К 7 дкабря 1943 Порше подготовил техническую
документацию, а 5 января 1943 Гитлер надумал переделать три VK 4501(P)
в Rammtigger. Чем
закончилась эта интересная идея неизвестно, но какое-либо
упоминание о боевом применении этих машин не сохранилось в аналах
истории.
На фото видна ранняя башня с плоским верхом. Человек на переднем плане
в тёмной шляпе - доктор Фердинанд Проше. |