4TP
лёгкий разведывательный танк
Polski czołg rozpoznawczy PZInż.140
(4TP)
В начале 30-х в польская
бронетехника требовала кардинальной модернизации. На вооружении стояли
устарелые французские танки, бронеавтомобили, а промышленность выпускала
одни танкетки. Назрел острый танковый кризис особенно заметный на фоне
бурно развивающихся новых образцов в других странах. Военные потребовали
срочно решить проблему и дали инжннерам задание внимательно изучить
лучшие мировые образцы для принятия их на вооружение. Тем временем в
Англии конструкторами Карденом и Лойдом (J. V. Carden и V. Loyd)
создавались один за другим отличные танки, опережавшие по ряду
показателей все другие модели. Предприимчивые англичане по мере того,
как их танки принимались на вооружение армии Её Величества - создавали и
коммерческие образцы, которыми бойко торговали на мировом рынке. К
ситуации в Польше Карден и Лойд отнеслись с глубоким пониманием и в
сентябре 1932 провели в Польше демонстрацию своих разработок. Полякам
показали 4-х тонный лёгкий танк, танк-амфибию и артиллерийский тягач.
Польские инженеры из
ВВТ ВР тут же решили, что это именно то, чего им
так не хватает и начальник конструкторского отдела ВВТ полковник Тадеуш Коссаковский
(Tadeusz Kossakowski) предложил купить для детального ознакомления один
танк-амфибию и пять 4-х тонных лёгких танков Карден-Лойд (Carden-Loyd).
Однако денег на закупку столь необходимых образцов в государстве не
нашлось. Впечатление от английских танков было столь высоко, что
польские военные решили не изобретать велосипед, а просто скопировать
английские разработки учтя при этом собственные требования.
Создание новых танков возложили на PZInz. Главным
конструктором стал Эдвард Хабих (Edward Habich). Опираясь на английскую
схему надлежало создать единую базу для лёгкого разведовательного танка,
плавающего танка и тягачя. Разведовательный танк получил заводской
индекс PZInż.140.
Корпус собирался из катанных листов на заклёпкх.
Лоб корпуса составлял 8-17мм, борта - 13мм, корма - 10-13мм, крыша -
5мм, днище - 4-8мм.
Башня 13мм со всех сторон, крыша - 5-6мм. Скорее
всего, прототип делался из неброневой стали.
Танк делился на 2 половины: слева - боевое
отделение, справа - моторное. Экипаж состоял из 2 человек: водитель и
командир. Место водителя было в передней части боевого отделения, слева
от трансмиссии. Перед водителем был одностворчатый люк, который
открывался наружу. В люке - смотровая щель со смотровой задвижкой.
Водитель снабжался современным польским перископом конструкции Гундлаха
(R. Gundlach). Командир располагался в одноместной башне смещённой
влево. В башне был двухстворчатый люк на задней стенке и одностворчатый
на крыше. Командир имел свой вращающийся перископ. Повороь башни
осуществлялся вручную. Водитель не имел своего люка.
Двигатель PZInż.425 заднего расположения,
бензиновый, 4-х тактный, 6 цилиндров диаметром 82мм с ходом поршня 92мм,
рабочий объём 3880 cm³, водяное охлаждение. При 3600 об/мин выдавал 95
л.с.
Трансмиссия сухая мульти-дисковая, у КПП 4
передних скоростей и 1 задняя, ременные тормоза, бортовые передачи.
Подвеска. Ведущее колесо впереди,
направляющее сзади. На борт приходилось по 4 обрезиненных опорных катка
спаренные по двое в двух тележках. Каждая пара катков в тележке
снабжалась горизонтальным гидравлическим амортизатором. Катки оснащались
индивидуальной, торсионной подвеской. Гусеничное звено однозубое,
двухгребневое, шириной 260мм и шагом 90мм. С грунтом соприкасалось 2.1м
гусеничной ленты.
Вооружение на единственном прототипе
отсутствовало. На испытаниях в июне-июле
1938 в PZInż.140 смонтировали 20мм автоматическую пушку wz.38
FK-A и 7.92мм пулемёт wz.30 TMG. Боекомплект составил 200 или 250
пушечных выстрелов и 2500 патронов. Всё вооружение находилось в
модифицированной башне от прототипа 7ТР схемы Bofors. Конструкторами
рассматривался вариант установки 37мм пушки wz.37 в двухместной башне от
7ТР, при этом выяснилось, что установка какой-нибудь 2-х местной башни
невозможно из-за малого погона. Тогда Командование бронетанковых сил
поручило Хабиху модифицировать PZInż.140, чтобы
установить 37мм пушку хотя бы в увеличенной одноместной башне. В итоге
появился проект PZInż.180 с башней в форме гранёной призмы и 37мм
пушкой. Польское командование подумав решило, что командир не сможет
эффективно справляться со своими задачами если на него возложить ещё
обслуживание 37мм орудия. PZInż.180 не приняли ещё и потому, что 37мм
пушку так и не смогли полноценно приспособить под одноместную башню.
Вместо этого Хабих в 1937 разработал на основе PZInż.140 истребитель
танков PZInż.160 и 161 где и пристроил столь желанную 37мм пушку. 4-х
местный PZInż.160 весил 4.3 тонны и имел ещё 2 пулемёта: один в лобовом
листе, второй - снаружи на крыше боевого отделения.
Не отвергался вариант установки огнемёта, однако
каких-либо проектных работ не проводилось.
16 декабря 1936 проект и вся документация на
PZInż.140 были готовы. Хотя польский танк повторял английский дизайн
были внесены и польские доработки. Прототип получил отечественный мотор,
поворачивающийся перископ и торсионную подвеску.
В январе 1937 в Польше приняли план развития
бронетанковых войск на 1937-42. В нём планировалось заменить танкетки на
лёгкие разведывательные танки 4ТР (PZInż.140). Промышленность обязали
выпустить 480. Лёгкими 4ТР собирались укомплектовать 18 разведывательных
танковых рот при пехотных дивизиях и 4 так называемых моторизованных
отряда - ОМ (бывшие моторизованные бригады). ОМ составляли: рота лёгких
разведывательных 4ТР и рота 10ТР.
Готовый прототип 4ТР (армейский индекс, аналог
заводского PZInż.140) передали в войска 15 августа 1937. В начале ноября
1937 машина приняла участие в масштабных испытаниях "Осень 1937". Кроме
PZInż.140 принимали участие плавающий PZInż.130, трактор PZInż.152 и
другие танки. В ходе испытаний 4ТР прошёл маршрут длиной 1861 км. 4ТР
показал высокую надёжность и удобство в обслуживании. После испытаний
танк отправляли обратно на завод PZInż. Там он подвергся ремонту и
усовершенствованиям.
В 1938 испытания 4ТР продолжились. В июне-июле на
прототип поставили 20мм автоматическую пушку wz.38 FK-A и 7.92мм пулемёт
wz.30 TMG. В целом комиссия признала танк хорошим и рекомендовала к
производству после мелких усовершенствований. Отмечалось, что главным
недостатком была слишком мягкая подвеска из-за которой танк на ходу
сильно раскачивался, что не позволяло вести сколь-нибудь прицельный
огонь. Материалы из которых изготовили подвеску оказались низкого
качества. КПП работала не надёжно.
Последние испытания прототипа 4ТР состоялись в
майе 1939. Всего танк прошёл 4300км без серьёзных поломок. Дальше дело
было за польским командованием. В Генштабе внимательно изучили танковые
бои в Испании и пришли к мнению, что когда 4ТР поступит на вооружение,
он уже не будет в полной мере соответствовать требованиям боя. Будущее
признавалось за лучше бронированными и вооружёнными машинами вроде 7ТР.
4ТР успешно пройдя все испытания так и не поступил на вооружение.
Окраска
Стандартная трёхцветная: коричнево-зелёный
(базовый) ; серовато-песочный; тёмно-коричневый (sepia). Рисунок
горизотальной направленности надлежало наносить пулевизатором с плавным
переходом цвета по краям.
Интерьер песочного цвета.
Прототип мог быть покрашен весь только в базовый
цвет.
Материалом поделился польский сайт
Prywatny
Instytut Badawczy Wojsk Ladowych
|