СУ-100
(самоходная установка 100)
С появлением в немецкой армии тяжёлых танков Тигр
и Пантера, советской стороне пришлось срочно создавать эффективные
контрмеры. Ответные действия советских конструкторов были сравнительно
долгими и неудачными. СУ-122 и СУ-85 специально созданные для борьбы с
немецкими тяжеловесами с задачей явно не справлялись. Требовалось новая
машина на базе Т-34 с мощной пушкой. 27 декабря 1943 ГКО своим постановлением обязало установить 100мм пушку на среднее САУ. Выполнение задания
поручили Уралмашзаводу – за 18 дней надо было выполнить проект новой
машины.
Изначально предполагалось на базе СУ-85 смонтировать 100мм пушку С-34
конструкции ЦАКБ, которая проектировалась для тяжёлого танка ИС. Однако
с первого же взгляда уралмашевцам стало ясно, что С-34 по габаритам
никак не вписывается в корпус СУ-85. Требовалось создать новый корпус
САУ, что влекло за собой переналадку производственной линии, снижение
технологичности, и значительную задержку во времени при малом объёме
выпуска. Переговоры с ЦАКБ не дали результата и Уралмаш чуть ли не
приватно обратился к КБ Ф.Ф.Петрова с прсьбой решить проблему орудия.
Ф.Ф.Петров откликнулся на просьбу и в инициативном порядке конструкторы
завода №9 к концу декабря выдали новое 100мм орудие Д-10С. Малые сроки
создания Д-10С объясняются тем, что за основу взяли уже существующую
морскую зенитную 100мм пушку Д-10. Это орудие не требовало кардинальных
переделок для установки в корпус СУ-85 и вдобавок меньше весило. Пушка
устанавливалась со смешением вправо в переднем наклонном бронелисте. 3
марта появился первый прототип СУ-100 вооружённый Д-10С, который вскоре
был успешно испытан. Однако развёртыванию серийного производства стало
мешать ЦАКБ, требуя чтобы Уралмаш согласно официальному предписанию
установил именно их пушку С-34. ЦАКБ не сумев пристроить своё детище на
ИС-2, теперь пыталось протолкнуть С-34 для САУ, чтобы доказать, что они
не зря хлеб едят. На этот раз ЦАКБ, понимая, что им реально светит уже
второй провал с их орудием, пошли на попятный и взялись таки подогнать С-34 под корпус
СУ-85.
Вскоре изготовили 2 прототипа САУ: вторую СУ-100 с Д-10С и СУ-100-2 с
С-34. После испытаний было рекомендовано принять на вооружение СУ-100 с
пушкой Д-10С, поскольку СУ-100 обеспечивает: "успешное поражение
современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров
для танков "Тигр" и "Пантера" вне зависимости от точки попадания
снаряда, а для "Фердинанд" только при попадании в бортовую броню, но с
дистанции 2000 метров".
3 июля 1944 СУ-100 постановлением ГКО была принята на вооружение.
Новая машина получилась достаточно технологичной. 72% деталей СУ-100
досталось от Т-34, 4 % от СУ-122, 7,5% от СУ-85 и только на 16,5% СУ-100
была новой. Таким образом высокие боевые качества достигались без
серьёзного изменения технологического цикла.
Поскольку лобовая броня увеличилась с 45мм до 75мм и добавилось более
мощное орудие, то переднюю подвеску усилили. Ниже орудия крепился
запасной фрагмент гусеницы дополнительно защищавший боевое отделение. Борта и корма по прежднему
имели 45мм. Днище сваривалось из 4 листов, посередине был аварийный люк
для экипажа.
На СУ-100 появилась командирская башенка с 5-ю перископическими
приборами наблюдения MK-IV. Пороховую задымлённость боевого отделения
характерную СУ-85 решили устранить двумя вентиляторами в крыше.
Боекомплект СУ-100 состоял из 33 унитарных выстрелов и имел следующую
номенклатуру:
-БР-412 (бронебойно-трассирующий);
-БР-412Б (бронебойно-трассирующий);
-ОФ-412 (осколочно-фугасный);
-Осколочные морские гранаты.
Д-10С при длине ствола 56 клибров придавала бронебойному
снаряду начальную скорость – 895м/с.
Тупоголовый БР-412Б с дистанции 1500м и при угле встречи 60° побивал
110мм брони. Практическая скорострельность СУ-100 составляла 5-6
выстрелов в минуту. Пушка имела прицел ТШ-19 и наводку от -3° до +20° по
вертикали и 10° в каждую сторону по горизонтали. Вылет орудия за
габариты корпуса получился значительным - 3.35 м.
Теснота боевого отделеничя СУ-100 вынудила отказаться от пулемёта
защищавшего бы САУ от вражеской пехоты, зенитный пулемёт тоже
отутствовал. Слева, впереди сидел механик-водитель; за ним – наводчик;
за наводчиком - место заряжающего; командир размещался справа, где
командирская башенка. Водитель имел свой люк
на передней стенке, слева от пушки. Несмотрчя на то, что водительский
люк-пробка был очень удобен для эвакуации, он сильно ослаблял
бронезащиту лобовой проекции. Командир пользовался своим люком в
командирской башенке. Кроме того, в задней части крыши находилсялся
прямоугольный посадочный люк для заряжающего и наводчика. Как уже
говорилось в днище имелся ещё один аварийно-эвакуационный люк.
Ходовые качества САУ-истребителя танков получились весьма неплохими.
Вес СУ-100 составил 31.600 кг, а удельное давление на грунт всего 0.77
кг/cм2. Дизельный двигатель В-2-34M обеспечивал максимальную скорость
50 км/ч, а запас хода на внутренних баках достигал 280 км по шоссе или 180
км по просёлку. Впрочем СУ-100, как правило оснащалась дополнительными
внешними баками, которые увеличивали дальность на 170 км и 100 км
соответственно.
Радио 10-РФ-26 обеспечивало связь на удалении до 25 км.
Самоходная артиллерийская установка
СУ-100:
1 — опорный каток, 2 — балансир, 3 — ленивец, 4 — подвижная бронировка
пушки, 5 — неподвижная бронировка, 6 — дождевой щиток 7 — ЗИП пушки, 8 —
командирская башенка, 9 — бронеколпаки вентиляторов, 10 — наружные
топливные баки, 11 — ведущее колесо, 12 — запасной трак, 13 —
бронеколпак выхлопной трубы, 14 — моторный люк, 15 — трансмиссионный
люк, 16 — трубка электропроводки, 17 — посадочный люк 18 — колпак
стопора пушки, 19 — торсион крышки люка, 20 — люк панорамы, 21 —
перископ, 22 — буксирные серьги, 23 — пробка револьверного отверстия, 24
— люк механика-водителя, 25 — запасные траки, 26 — пробка переднего
топливного бака, 27 — антенный ввод, 28 — буксирный крюк, 29 — пробка
револьверного отверстия, 30 — ЗИП механика-водителя, 31 — люк стопора
кривошипа ленивца, 32 — пробка червяка кривошипа, 33 — фара, 34 —
сигнал, 35 — пробка револьверного отверстия.
(Чертёж из журнала "Моделмст
конструктор")
Создание СУ-100 было отмечено награждением Государственной премией Л.И.Горлицкого,
А.Н.Булашевой, А.Л.Кизимы, С.И.Самойлова, В.Н.Сидоренко.
В серии СУ-100 находилась с сентября 1944 по март 1946, но из-за
отсутствия налаженного выпуска 100мм бронебойных снарядов, массовое
производство самоходки началось только в декабре 1944.
Сначала из СУ-100 формировались полки средней самоходной артиллерии (по
21 САУ), а вскоре начали создаваться и самоходно-артиллерийские бригады
(по 65 САУ).
Первый бой СУ-100 увидели 8 января 1945 в Венгрии, воле озера Балатон,
где немцы сконцентрировали значительное количество своих тяжёлых танков,
включая Pz VIB Королевский Тигр. СУ-100 в боях
под Балатоном сыграли исключительно важное значение, которое трудно
переоценить.
В 1947 было снова начато производство СУ-100 и составило 198 машин.
Всего изготовили 3037 СУ-100.
В 50-х СУ-100 выпускались в Чехословакии.
В 1960 СУ-100 претерпела модернизацию, которая главным образом
проявилась в установке нового двигателя В2-94М или В2-34М-11,
подогревателя для запуска двигателя на морозе, новой радиостанции
10РТ-26Э, добавился прибор ночного видения. Во второй половине 60-х
СУ-100 переоснастили более современными приборами ночного видения, радио
Р-113 и заменили опорные катки от Т-34 на катки Т-54.
Египетская СУ-100 после боя в районе
Суэца в 1956.
СУ-100 простояла на вооружении Советской Армии до
1968, а в
стратегическом резерве на консервации до конца 90-х. Вместе с этим
СУ-100 шла на экспорт и учавствовала во многих боях и конфликтах после
2МВ. Наибольшую послевоенную известность СУ-100 обрела в египетской
армии во время арабо-израильского конфликта и на Кубе.
СУ-100 легендарного Фиделя. На
лобовой плите отсутствует навесной фрагмент гусеницы.
|