М26 (T26) Pershing
М26 (Т26) Першинг
В 1942 американские военные решили, что пришло время для
кардинального улучшения среднего танка M4 Sherman.
Конструкторам поручили разработать машину с меньшим силуэтом, улучшенной
манёвренностью и усиленным бронированием. Однако создавать принципиально
новый танк вовсе не планировалось.
В рамках программы было решено собрать и подвергнуть сравнительным
испытаниям 6 прототипов. Конструкторы представили 3 основных варианта
танка. Все машины имели двигатель Ford V-8 и отличались трансмиссией и
подвеской. Кроме того, каждый вариант выполнялся в комплектации со
стандартной 76мм танковой пушкой, как у М4А4 или с 75мм пушкой,
оснащённой автоматом заряжания.
Т20 – 76мм пушка
Т20Е1 – 75мм пушка, торсионная индивидуальная подвеска
Т22 – 76мм пушка
Т22Е1 – 75мм пушка
Т23 – 76мм пушка, ходовая часть от М4А3Е8, стабилизатор орудия в
вертикальной плосткости
Т23Е1 – 75мм пушка
После всех испытаний Т23 признали наиболее удачной разработкой, но в
серию он так и не пошёл. Это диктовалось не только техническими
вопросами, но и противоречивой позицией американских военных к развитию
своего среднего танка. Осознавая все недостатки Шерманов, генералы
продолжали держаться именно за этот танк. Вдобавок, к тому времени они
уже находились под впечатлением новой 90мм пушки Т7 с отличной
баллистикой.
В мае 1943 у разработчиков заказали небольшую партию из 50 танков, на
которых требовалось поставить 90мм пушку в башню прототипа Т23. В итоге,
заказ был выполнен даже в двух вариантах.
40 машин Т25 с подвеской типа HVSS
10 машин Т26 с торсионной подвеской и усиленным бронированием башни
На испытаниях победил прототип Т26 за счёт лучших ходовых качеств.
Характерной чертой Т26 являлась электротрансмиссия подобная той, что
стояла на немецком прототипе профессора Порше - VK 4501(P) Tiger.
Отсутствие коробки передач и возможность плавно менять скорость танка
легко передвигая ползунок реостата – несомненно было заманчивой идеей.
Но, как и в случае с VK 4501(P) от схемы электротрансмиссии пришлось
отказаться из-за её громоздкости. На Т26 поставили гидромеханическую
трансмиссию “Torquematic” и карбюраторный двигатель Ford V-8 (Model GAF),
18л3, 500 л.с.@ 2600 об/мин, c воздушнsv охлаждениеv.
Эту комплектацию назвали Т26Е1.
Время шло, а танки американского производства безнадёжно горели при
встрече с немецкими Тиграми и Пантерами. Войска требовали новую машину.
Англичане, закупавшие бронетехнику у дяди Сэма, тоже всё чаще выражали
недовольство. Однако, не смотря на наличие всех необходимых условий,
американская военно-бюрократическая система буквально саботировала
появление достойного танка. Союзные танкисты несли неоправданно высокие
потери от немецких тяжеловесов и прибегали к тактике засад. Но если
Союзники собирались вести широкое наступление в Европе, то им явно
требовался танк Т26, способный смело вступать в открытую дуэль с
тяжёлыми Pz VI и Pz V. Высшее американское командование по прежнему не хотело Т26
и мирилось с его появлением только из-за отличной 90мм пушки. Т26
упрекали за вес и габариты – ведь где бы ни воевали американские танки,
их приходилось возить туда кораблями. Сложилась ситуация, когда
американские фронтовики и конструкторы буквально лоббировали появление
нового танка, а генералы упрямо держались за Шерманы.
Тем временем, инженеры создали Т26Е2 со 105мм гаубицей –
позднее эта машина превратилась в М45. Конструктивной особенностью
танка являлась возможность при
необходимости менять 105мм гаубицу на 90мм пушку.
Наконец, к середине 1944 был выдан госзаказ на 1500 Т26 с 90мм и 105мм
орудиями. Причём львиная доля приходилась на танк с 90м пушкой Т7.
Казалось лёд тронулся. Однако очень скоро американские генералы опять взялись за
старое - Командование Сухопутных Войск (American Groud Forces) совершенно
внезапно отказалось от 90мм пушки и затребовало перепроектировать Т26
под 76мм орудие. Затем, ещё подумав, они решили, что фронтовикам
хватит и 500 Т26 вместо полутора тысяч.
Тут уже разгорелся скандал. Мало того, что заказ на необходимые танки
сократили до чисто символического количества, так ещё вдобавок новая
машина лишалась огневой мощи – своего главного преимущества перед
Шерманами. Если раньше генералы не хотели Т26 из-за его размеров и веса,
но мирились с ним только из-за отличной 90мм пушки, то с 76мм пушкой Т26
вообще становился непонятно зачем нужен. Т26 явно пытались угробить - со
стороны это всё напоминало вредительство.
Благодаря генералам, производство Т26 затягивалось, начались
разбирательства. Военные сделали всё, чтобы избавиться от Т26 и в конце
концов, заявили, что отказываются стандартизировать танк, пока он не
покажет себя в бою.
Было решено, что в декабре 1944 первые машины должны поступить на
Европейский театр военных действий. В январе 1945 первые 20 танков Т26Е3
поступили в 3-ю и 9-ю Бронетанковую дивизию. Т26Е3 был новой модификаций
пока ещё не серийной машины – с двумя аварийными люками в корпусе. В
феврале 1945 состоялось боевое крещение Т26. Машины отлично
зарекомендовали себя в войсках, хотя из 200 танков, только 20
участвовало в боях.
Несколько Т26Е3 должны были принять участие в захвате Окинавы. Но машины
попали туда уже в июле 1945 и повоевать не смогли.
Очень хорошие отзывы с передовой заставили таки военное руководство
стандартизировать Т26. Официально он стал числиться как – Heavy Tank M26
“Pershing” - Тяжёлый танк М26 «Першинг». По американской традиции
именовать бронетанковую технику в честь своих генералов Т26 назвали в
память о генерале “Black Jack” Pershing прославившегося в войне с
Мексикой и в 1МВ. Хотя танк и назывался тяжёлым, по сути он оставался
средним – около 40 тонн. Не исключено, что в разряд тяжеловесов он
попал, чтобы ввести противников в заблуждение. Со временем Т26 логично
перевели в разряд средних.
За время 2МВ, до июня 1945 выпустили 1436 М26: Grand Blanc Arsenal
ноябрь 1944 - июнь 1945 -1,190 и Detroit Arsenal март - июнь 1945 - 246.
Всего в 1944-45
изготовили около 2.350 этих машин. По настоящему показать себя танк смог
сразу после 2МВ, участвуя в Корейской войне.
Танк Першинг для американского танкостроения стал эпохальным. Именно М26
во многом определил развитие послевоенной танковой мысли в США и
послужил отправной точкой при создании боевых машин нового поколения.
Першинг активно модифицировался, и послужил базой для целого
семейства всевозможной бронетехники.
Проекты на основе М26 Першинг
M26 – основная производственная версия
M26 (Вариант 1) – оснащён установкой Т21 с дистанционным
управлением и сдвоенными пулемётами .50 M2HB
M26 (Вариант 2) – по бортам башни смонтировано по пусковой раме
T99 на 11 ракет
M26A1
M26E1 – 90мм пушка Т54
M26E2 – прототип для M46
M45 – боевая инженерная версия со 105мм орудием
M45 (Вариант 1) – огнемёт на правом переднем закрылке и
буксируемый трейлер с огнемётной жидкостью
T12 - БРЭМ
T15E3 - T26E1 увеличенная броня днища и усиленные компоненты
подвески
T25 – корпус T23 с 90мм пушкой в башне с увеличенной бронёй и
массивной маской
T25E1 – корпус T23E3 с башней от T25
T25E1 (Вариант 1) – большие цилиндрические детали дальномера
T25E1 (Вариант 2) – 105мм орудие с дульным тормозом
T26 – электро-механическая трансмиссия
T26E1 - T26 с трансмиссией “Torquematic”
T26E2 – непосредственный прототип для M45
T26E3 – переходный прототип
T26E3 (Вариант 1) – с экспериментальной сдвоенной пулемётной
установкой .50 M2HB
T26E4 (Super Pershing, T26E1-1, Long Tom) – удлинённая 90мм пушка
T26E5 - T26E3 с 90мм пушкой, “Torquematic” и 3-х скоростная
планетарная трансмиссия
T84 – 8-дюймовая гаубица установленная в кормовой части
T92 - 240мм гаубица в комовой части на модифицированном корпусе
M26
T93 – 8-дюймовое орудие в кормовой части на модифицированном
корпусе М26
|