Дополнительное бронирование
Во время 2МВ остро стал вопрос увеличения бронезащиты
танков и САУ. Нередко проверенная надёжная защита внезапно оказывалась
неэффективной и приходилось срочно искать приемлемое решение. В подобной
ситуации оказалась немецкая армия сразу после начала компании в СССР. Недостаточное бронирование Panzerwaffe
усугублялось малой мощью танковых орудий. Чтобы уничтожить советский
Т-34 или КВ приходилось тратить несоизмеримо больше снарядов, чем привыкли
немецкие танкисты.
Соответственно увеличивалось и время, проводимое под губительным огнём противника.
Потребовалось срочно усилить защиту своих танков. Фактически с
этого момента и началась соревновательная гонка за бронезащищённостью во
2МВ.
Самым радикальным средством было, конечно же, увеличение толщины
броневых листов, из которых собирались танки. Чаще всего так и
поступали, но появление новой модификации на поле боя происходило не
сразу. Сначала военные выходили с требованием усилить броню,
конструкторы изучали проблему и вносили изменения в проект машины, затем
переналаживались производственные мощности, далее набирал обороты
серийный выпуск… Всё это занимало некоторое время, а более крепкая броня
требовалась срочно. Раниие слабобронированные модификации тоже просто
так терять не хотелось. Тогда и возникало дополнительное бронирование
танков. Всплеск использования дополнительных средств защиты пришёлся к
лету 1943, когда специально к Курской битве немецкая техника массово
экранировалась.
Дополнительное бронирование осуществлялось в трёх случаях
1. Когда требовалось срочно усилить броню.
2. Чтобы танк или САУ отвечал требуемым показателям на уровне новой
модификации.
3. Когда дополнительное бронирование само по себе являлось
конструктивным решением против конкретного типа оружия или боеприпаса
(например противокумулятивный экран).
Соответственно дополнительное бронирование могло осуществляться
1. Неофициально, кустарным методом силами экипажа или в
ремонтной мастерской.
2. Официально, в заводских условиях
3. Официально, в полевых ремонтных мастерских
Навешивание дополнительных бронелистов поверх
основных
Этот метод был наиболее распространённым. Особенно часто
его практиковали в немецкой армии. Взглянем на самый массовый немецкий
танк Pz IV.
|
Pz IV D |
Pz IV E |
Pz IV F1 |
Лоб
надстройки |
30 мм
>
81о |
30+30 мм
>
81о |
50* мм
>
81о |
Борт надстройки |
14,5 мм
>
90о спереди |
20+20 мм
>
90о спереди |
30* мм
>
90о спереди |
Время
выпуска |
октябрь 1939 – май 1941 |
cентябрь 40 -
май 41 |
апрель
41 - февраль 42 |
Из таблицы видно, что 30мм броня корпуса Pz IV D оказалась
недостаточной, поэтому на следующей модификации Pz IV E добавили
плиты толщиной 30мм. На Pz IV F1 броня уже 50 мм, но монолитная. Цикл замкнулся.
На немецкой технике дополнительные листы привинчивались болтами. Такое
крепление можно объяснить двояко - с одной стороны в месте сваривания
ухудшались свойства броневой стали, а
с другой стороны немецкая броня вообще очень плохо сваривалась.
Кустарное увеличение брони не всегда приветствовалось
германским начальством. Известен случай, когда командование запрещало
устанавливать непредусмотренные бронелисты. Приказ мотивировался тем, что
такое усовершенствование
только ослабляет защиту. Впрочем, по ходу войны на подобные приказы и
рекомендации танкисты стали смотреть сквозь пальцы - очень хотелось
выжить.
После 22 июня 1941 германская броня резко перешла в разряд
символической. Уже 28 сентября 1941 на заседании в
присутствии Гитлера рассматривался вопрос о срочном усилении бронезащиты
танков и САУ. В итоге, появились модификации с более толстой бронёй, а
старые машины начали постепенно оснащать в полевых мастерских
бронелистами на болтах.
И так повторялось неоднократно. Например, 28
сентября Гитлер потребовал усилилить
StuG III.
Уже с марта 1942 в серию запустили очередную модификацию StuG III Ausf.F
с бронёй 50/50 + 30мм.
У следующего StuG III Ausf.G уже 50 + 30/80мм.
Эта САУ часто усовершенствовалась - 7 модификаций не считая
нулевой серии. Чтобы ранние модели
довести к новым стандартам им просто привинчивали дополнительные плиты и
постепенно перевооружали - дёшево и сердито.
А вот
Ferdinand изначально создавался с дополнительной навесной
бронёй. Лоб корпуса защищал добавочный бронелист весом 4500 кг, крепившийся на 12
болтах.
В советской армии тоже прибегали к дополнительному бронированию. С
началом войны на тяжёлый КВ срочно привинтили 20-25мм экраны - в
основном на башню. Так появился КВ-1Э. Однако защита оказалась явно
чрезмерной при сильно перетяжелённом танке. От экранов быстро
отказались, а штатную броню уменьшили с 75 до 60мм.
Экранировали также все Т-28, кроме учебных. Лобовая броня доходила до
80мм.
На остальные танки дополнительная защита устанавливалась эпизодически.
Надо отметить, что на советские танки дополнительное бронирование как
правило приваривали электросваркой, а не привинчивали болтами.
Так, лобовая 45мм броня Т-34 со временем оказалась недостаточной, но
в силу производственных причин не менялась всю войну.
Приходилось кустарно приваривать
дополнительные плиты в полевых условиях, а иногда и на заводах. Самостоятельное
экстренное бронирование лобовой проекции достигало 70-90мм и капитально перегружало переднюю
подвеску, которая и без того была не блестящей.
Союзники часто ставили дополнительные плиты на болтах, но не
отказывались и от сварки.
Навешивание фрагментов гусеницы
Сама по себе гусеница сделана из прочной стали и если её
фрагмент навесить на броню - получается неплохая защита. Немцы
обвешивали гусеницами свои танки особенно активно. Навесные траки
считались даже штатным средством усиления защиты и располагались в
наиболее поражаемых местах.
У Pz IV
экранирован корпус и башня. Лоб защищён навесными гусеницами и опорным
катком
Впрочем, немцы
навешивали где только возможно не только гусеницы, но и опорные катки.
Защитные траки цепляли даже на самые бронированные
танки
Pz VI B.
В советской армии траки стали навешивать только под
конец войны. Например, на
СУ-100 фрагмент
гусеницы официально полагалось крепить на лобовом листе.
Союзники использовали гусеничные траки эпизодически.
Фальшборты (разнесённое экранирование)
Какой бы сильной ни была лобовая броня танка, ходовая остаётся наиболее
уязвимым местом. Для её защиты использовали фальшборты. Союзники
называли их aprons - фартуки, а немцы schürzen –
юбки.
Фальшборта применяли для защиты от подкалиберных
сердечников, кумулятивных снарядов, гранат и разновидностей
фаустпатронов. Фальшборта первоначально защищали ходовую, а затем стали прикрывать и остальные части танка. Принцип действия заключался в том, что ходовая сбоку прикрывалась
стальным листом. При ударе о защитный лист у подкалиберного снаряда или бронебойной
пули могла измениться траектория или уменьшиться энергия. В итоге, удар
по ходовой получался ослабленным или под невыгодным углом атаки.
Американские танки редко экранировались фальшбортами, в отличие от английских.
Например, у английских Матильд и Черчиллей экранирование ходовой
предусматривалось конструктивно. Однако, кроме дополнительной защиты появлялись
и дополнительные проблемы. Нередко в прохладное время года
между экранами и опорными катками забившаяся грязь замерзала и делала
танк неподвижным. Экранированная ходовая требовала тщательного ухода на
европейском театре.
В СССР ходовая экранировалась у довоенных
Т-35. В 1942
пытались экранировать и Т-34. На заводе №112 "Красное Сормово" в Горьком экранировали 68 Т-34.
Затем танки свели в отдельную бригаду и в экспериментальном порядке
отправили на передовую. Однако на передовой Т-34 подверглись обстрелу не подкалиберными и кумулятивными снарядами, а обычными бронебойными.
Проявить себя экраны естественно не смогли, к тому же бригада понесла
большие потери. От экранов решили отказаться. Неумелое применение
возможно погубило хорошую идею. Появление в германской армии
всевозможных разновидностей фаустпатронов не заставило снова обратиться
к экранам. Первые бои показали не особенно высокую эффективность
нового оружия, поэтому создание специальной защиты сочли нецелесообразным.
Повторно к экранированию советских танков прибегли лишь когда советская
армия втянулась в упорные городские бои. В тесных улицах танки
превратились в лёгкую добычу фаустников и несли неоправданно высокие
потери. Теперь, перед тем как войти в город на
бронетехнику
монтировали специальные сеточные экраны. Имеет место расхожее мнение
будто иногда устанавливали даже кроватные сетки. Документальных
подтверждений этому нет, зато известно, что имелись штатные специально
разработанные сеточные экраны. Нередко ставилось трофейное
экранирование, которое было в избытке. А кроватные сетки скорее всего
миф. К созданию танковых экранов привлекался даже Курчатов. Им разрабатывались стержневые экраны, но дальше
экспериментов дело не пошло.
Наиболее популярным экранирование было в немецкой армии. Прикрывались не
только ходовая, но и вся боковая проекция, включая башню. Экранированию
подвергались в основном лёгкие (Pz III) и средние танки и САУ. При этом
из-за экранов танкистам становилось очень неудобно пользоваться
многочисленными бортовыми эвакуационно-посадочными люками. Фальшборты
немцы приделывали и на трофейные танки.
Например, самый массовый немецкий танк Pz IV с апреля 1943 экранировался
стальными листами толщиной 5-7 мм. Борта прикрывали 5 экранов размером 99х114 см. Листы крепились
кронштейнами на удалении 38см от основной брони. Отдельно защищались боковая и задняя часть башни. Повреждённый лист можно было
легко заменить. Начиная с
Pz IV G листовое экранирование стали
устанавливать
ещё при заводской сборке. На
Pz IV J листовое экранирование корпуса заменили на сеточное, а вот башня по-прежнему защищалась листами. Экран
из проволочной сетки был гораздо легче и неплохо спасал от кумулятивных
снарядов.
В связи с появлением сеточного экрана иногда возникает
вопрос - чем было вызвано появление немецких фальшбортов: бронебойными
пулями советских ПТРов или кумулятивными
снарядами? На этот вопрос ответил Гудериан:
"Для танков Pz
IV, "Пантера", и штурмовых самоходных орудий с целью защиты их от
бронебойных средств русской пехоты были введены так называемые съёмные
"экраны" (прикрепляемые на внешние стенки танка броневые листы,
защищающие вертикальные плоскости корпуса танка и его ходовую часть).
В целом, применение немцами экранов происходило
довольно таки невразумительно и хаотично. Например листовые
экраны неплохо предохраняли от бронебойных сердечников и кумулятивных
снарядов. Но от них почему-то отказались в пользу чисто
противокумулятивной сетки. А ведь угроза получить в борт подкалиберный
не уменьшилась. Хотя Pz IV J оснащался сеткой,
башня по-прежнему прикрывалась листовыми щитами. Не исключено, что
перейти на сетки вынудил дефицит броневой стали, который начал особо
остро ощущаться с середины 1944.
Поздний Pz IV J
осматривает американский офицер.
На башне листовые экраны, на корпусе сеточные.
Щёлкните на 3 фото для увеличения
Крепление сеточных фальшбортов
вид слева - вид справаи
(Польша)
Союзники относились к разнесённому экранированию без особого энтузиазма.
Иногда в полевых ремонтных мастерских навешивались сеточные экраны -
wire mesh aprons. Танкисты окрестили такие сетки – Thomaschild.
Бетон
StuG III Ausf G. Сочетает пять
элемента дополнительного бронирования:
листовые фальшборты; гусеничную ленту
на нижнем лобовом листе; 2 бетонные плиты над навесным фрагментом
гусеницы; бронелисты привинченные болтами к лбу надстройки; циммерит.
Бетон в качестве дополнительной защиты применялся в
основном немецкими и советскими танкистами. Бетонные заготовки
отливались обычно в полевых условиях и крепились в наиболее угрожаемые
места. В советских войсках к бетону тяготели в первой половине войны,
когда имелись серьёзные проблемы с качеством и количеством броневой
стали. В СССР даже изучался вариант замены брони бетоном.
Мешки и ящики с песком
Этот способ периодически использовался всеми армиями:
Союзными, советской, немецкой. Мешки являлись скорее экстренной и
кратковременной мерой. Ткань легко повреждалась в бою осколками и пулями
– песок высыпался. Чаще мешками обкладывали танки стоявшие в обороне.
Снарядные ящики выглядели предпочтительнее, поскольку наполнялись не
только песком, но и гравием. Мешки могли защитить от кумулятивных
фаустпатронов, гранат,
снарядов, а ящики с гравием и от бронебойных боеприпасов. Такая защита никогда не
размещалась над моторным отделением, чтобы песок не попал из пробитого
мешка на механизмы.
Брёвна
Брёвна могли служить как для дополнительной защиты, так и
как бревна самовытаскивания.
Циммерит
С 1943 немецкие танки и САУ начали покрывать специальной
антимагнитной пастой
циммерит. Обмазка спасала от установки на
вертикальные плоскости машины магнитных кумулятивных зарядов. Под конец
войны от циммерита отказались.
Американская морская пехота решала вопрос защиты от
японских магнитных мин по-своему. Когда огнемётные Шерманы выдвигались к
вражеским позициям, они неизбежно лишались надёжного пехотного прикрытия.
Этим пользовались японцы и ставили на огнемётные танки магнитные мины.
Для защиты американцы начали ставить временные деревянные экраны из
досок. Проблема была легко и дёшево решена.
В заключение следует напомнить, что на войне номенклатура
подручных средств могла быть самой разнообразной, часто даже
малоэффективной. Танкисты были готовы использовать что угодно лишь бы
получить тот самый спасительный миллиметр, который остановит снаряд
врага и спасёт жизнь.
|