В создании немецкого
тяжёлого танка Tiger I учавствовала фирма Porsche со своим прототипом
VK 4501(P) и их конкурент Henschel und Sohn с машиной VK 4501(H), которую и приняли
на вооружение в июле 1942. У Porsche на заводе Nibelungenwerke в
австрийском городе St.Valentin осталось 90 корпусов
VK 4501(P) установочной серии. Естественно,
что стал вопрос об их максимально полезном применении, особенно
в свете острой нехватки бронетехники в Германии.
Рассматривалась возможность установить на
корпус 150мм или 170мм гаубицу, не отвергался и вариант 210мм миномета.
В конце концов, 22 сентября 1942 было принято окончательное решение
конвертировать 90 корпусов
VK 4501(P) в
тяжёлое штурмовое орудие, вооружённое 88мм пушкой Pak 43/2 L/71
созданное на базе зенитной пушки Flak 41.
Инженеры "Porsche AG" с энтузиазмом восприняли эту идею
и уже 30 ноября 1942 завершили первый проэкт, по которому 18 февраля
1943 начали сборку одной машины.
19 марта 1943 на
полигоне в Ruegenwalde Гитлера ознакомили с
возможностями нового тяжёлого штурмового орудия. Фюрер остался очень
доволен и даже потребовал ускорить выпуск машины. Вероятно им руководило
желание задействовать абсолютно новое оружие в июльском наступлении под
Курском. Германское руководство раcсчитывало добиться победы за счёт
сконцентрированного и массового применения новых танков.
Первоначально переделку хотели провести
на заводе берлинской фирмы Alket (Almerkisce Kettnfabrik), где уже
полным ходом выпускались самоходки StuG III. Чтобы не мешать
производству StuG III, было решено задействовать производственные
мощности Nibelungenwerke. С апреля по май 1943 на Nibelungenwerke в
новую самоходку конвертировали все 90 корпусов
VK 4501(P).
В кормовой части машины
устанавливалась 15-тонная боевая рубка, которая была разработана и
поставлялась заводом Alket. В связи с такой компоновкой, двигатели и генераторы перенесли в
середину копруса. Два оригинальных двигателя Porsche
Typ 101/1 заменили вдумя Maybach HL 120 TRM
по 300 л.с. каждый. Такой же Maybach стоял на Pz-IV. Ведущие колёса и вращавшие их
электродвигатели - остались на корме. Скорость движения регулировалась,
как и на VK 4501(P) электрическими реостатами.
В боевой рубке
устанавливалось 88мм орудие Pak 43/2 L/71
весом 2200кг. Снаряды размещались вдоль боковых стенок рубки. Сначала
планировалось вооружить самоходку ещё курсовым пулемётом в лобовой
стенке рубки, но в дальнейшем от этого по непонятным причинам
отказались. Вместо этого экипажу выдавали для самообороны 7,92мм пулемёт MG34, который хранился внутри машины.
ББронепробиваемость
88 мм Pak 43/2 L/71 по бронеплите под углом 30о
от вертикали |
Снаряд |
Pzgr. 39 |
Pzgr. 40/43 |
Дальность |
100 м |
203
мм |
237
мм |
500 м |
185
мм |
217
мм |
1000 м |
165
мм |
193
мм |
1500 м |
148
мм |
171
мм |
2000 м |
132
мм |
153
мм |
В задней стенке рубки
имелся большой круглый люк для демонтажа орудия и входа-выхода экипажа
чьи места находились в рубке.
Лоб корпуса усилили
100мм бронеплитой весом 4500кг и крепившейся к корпусу болтами. В
передней части корпуса размешались механик-водитель (справа) и радист
(слева).
8 мая 1943 из ворот Nibelungenwerke выехал последний Ferdinand.
Названием машина
обязана Гитлеру, который решил таким образом уважить доктора Фердинанда
Порше.
Свои приказом в начале
февраля 1943 фюрер распорядился отправлять в войска Фердинанды без
предварительных заводских испытаний.
Фердинанд в районе Курской
дуги. Июль 1943
|