Panzerkampfwagen VI Ausf. E, Tiger I (SdKfz 181), VK4501(H)
До встречи с советскими КВ в июне 1941, немецкая армия не испытывала
острой нужды в тяжёлых танках и серьёзных изысканий в этой области не
вела.
Фирма Henschel und Sohn, в
Касселе (Kassel),
первой приступила к созданию тяжёлой машины. 9 сентября 1938
Министерство вооружений Германии санкционировало дальнейшее развитие
темы Pz-IV. В
итоге Henschel
разработал две почти идентичные машины:
VK
3001(H)
– 32 тонны и VK
3601 (H)
– 40 тонн.
Корпус
прототипа
VK 3601(H). Заметно сходство с Pz-IV.
26 мая 1941 на специальном заседании была принята так
называемая “Tigerprogram”,
в которой Хеншель и д-ру Порше было поручено завершить разработку
тяжёлого танка к лету 1942. На фирму
Krupp
взлагалась задача создать орудия и башни для прототипов Хеншеля и Порше.
Будущие танки должны были соответствовать следующим требованиям:
36 – тонный весовой лимит диктовался тем, что в то время основная
количество мостов не выдерживало большей нагрузки. Применение танков тяжелее 36
тонн было бы очень проблематичным, поскольку форсировать реки они смогли
бы только по железнодорожным и каменным мостам крепкой кострукции.
А, вот требования к орудию и броне, вероятно, исходили из опыта боёв с
английскими «Матильдами», чья броня неплохо защищала от большинства
немецких противотанковых орудий. Во всяком случае, про советские Т-34 и
КВ Вермахт тогда ещё не знал.
Первый дейставующий образец корпуса был готов в начале
1942. Он именивался VK
3601(H).
Корпус сильно напоминавший
Pz-IV,
не выступал над гусеницами. Подвеска была торсионной, но поскольку вес
машины обещал быть значительным, то она могла его не выдержать. Для
уменьшения веса приходящегося на один каток, их колличество максимально
увеличили. Этим же планировалось добиться плавности хода. А чтобы
габариты машины сильно не возросли, то опорные катки имели 3-х
рядное расположение в шахматном порядке.
Карбюраторный двигатель
Maybach HL
147, 500 л.с. V
12 – устанавливался сзади, а 8-скоростная трансмиссия и ведущие колёса –
спереди. Таким образом танк имел традиционную немецкую компоновку.
Танк плнировалось вооружить орудием конической формы Great
725: 75мм, KwK
42, L/70?
из которой стрельба велась снарядами с вольфрановым сердечником.
Был уже построен прототип и 5 пробных корпусов. Но
дефицит вольфрама в Третем Райхе
похоронил этот проэкт. Можно отметить, что
рассматривалась возможность установки пушек 88мм
KwK
36, L/56
и 105 мм L/20
(L/28).
Впрочем, всё это носило чисто теоретический характер.
Henschel был
вынужден начать новый проэкт -
VK 4501(H).
А поскольку времени отведённого на разработку оставалось мало, то чтобы
успеть к лету 1942, конструкторы заимствовали многие узлы и агрегаты из
предыдущего проэкта. Фактически, вся механика и корпус остались от VK
3601(H),
кроме нового двигателя Maybach HL 210 Р30,
V12,
650 л.с. На новом прототипе также смонтировали модифицированную
рулевую передачу, которая
послужила прототипом для рулевой передачи на
Pz-V.
Уже на 251-м танке в целях унификации производства начали ставить новый двигатель Maybach HL 230
P45.
Тигр I
комплектовался эфективным воздушным фильтром
Feifel. После капитуляции немецких войск в Тунисе
Feifel не выпускался.
Коробка передач "Maybach-Olvar"
401216 GA - безвальная
с синхронизатором, имела планетарные механизмы с двойным подводом
мощности, в одном блоке с коробкой передач и
давали по 2 радиуса поворота на
каждой передаче и разворот на месте. Коробка передач имела
диференциальный механизм поворота и полную автоматизацию переключения
скоростей.
Тигр на узких гусеницах
направляется с завода в Касселе на погрузку для дальнейшей
транспортировки.
Подвеска -
индивидуальная, торсионная. На один борт приходилось по 24 катка.
Первый и последний катки оснащались гидравлическими амортизаторами. Автором сомнительной идеи
шахматного расположения опорных катков был советник Имперского управления
вооружений Г. Книпкамп. Применённая схема
наряду с достоинствами имела существенные и неустранимые недостатки.
Тонкие катки не выдерживали большого веса машины и быстро сминались при движении по пересечённой местности. Кроме того, между ними
постоянно накапливалась грязь, камни, что тоже нередко вело к поломкам,
а ремонт, например, внутреннего катка был чрезвычайно трудоёмок и мог
затянуться на двое суток. Первые 799 Тигров имели катки с резиновыми
бандажами, которые быстро разрушались большим весом танка. На последующих
машинах перешли на металлические бандажи с внутренней амортизацией, что
привело к огромному шуму при движении и не добавило живучести
гусеницам. Гусеницы - литые, шириной 725 мм - "боевые" и 520 мм
- узкие.
Броня - катаная,
хромоникельмолибденовая, гомогенная.
Днище Тигра I.
Днище - монолитная
плита 4,88 х 1,83 м. Корма и борта из единых бронеплит для упрочнения
конструкции. Бронеплиты соединялись на шипах с 2-х кратным провариванием
шва. Такое соединение позволяет говорить о высокой его прочности.
Большой вес машины
подтолкнул к установке гидравлических тормозов.
Ремонт опорных катков в грязи. Вес одного
опорного катка 77 кг. Представьте, что грязь забившаяся между
катками за ночь замёрзнет...
Замена ведущих колёс. Как видно,
процесс ремонта очень тяжёлых деталей требовал серьёзной помощи и был
делом крайне нелёгким. Каждое колесо имело венец на 23 зубца.
|