19 апреля 1942 прототипы Хеншеля и Порше прибыли на железнодорожную
станцию недалеко от Растенбурга в Восточной Пруссии. При рзгрузке не
обошлось без инцендентов - прототип Порше застрял в мягком грунте
и его пришлось вытягивать краном, который привезли с собой запасливые
специалисты Хеншеля. Кстати свой прототип люди Хеншеля с сасмого начала
сгружали краном. Оттуда танки прошли своим ходом 11 км и по дороге
постоянно ломались.
20 апреля 1942 специально в день рождения Гитлера, ему
устроили демонстрацию прототипов Порше и Хеншеля. Показ проходил на
территории ставки фюрера Вольфшанце (Wolfschanze)
в Восточной Прусии. В 11.00 начался осмотр, в ходе которого Гитлер почти
всё время провёл возле машины д-ра Порше. Адольф Гитлер, вообще, очень
доверял и симпатизировал этому конструктору. Прототипу Хеншеля глава
Райха уделил всего пару минут, лишь мельком взглянув на него. Во время
ходовых испытаний танк Порше оказался очень неповоротливым, в отличии от
манёвренной машины Хеншеля. Оба танка
имели 88 мм пушку KwK
36 L/56:
длина 5316
мм c дульным тормозом.
Орудие делала фирма Wolf в Магдебурге.
Оно имело вес 1310 кг и откат в 58 см. Эта
пушка являлась модификацией знаменитого зенитного орудия Flak 36
ддлиной 4928 мм.
Танковое орудие
наводилось телескопическим бинокулярным прицелом TZF
9a. Надо отметить, что этот прицел наряду с неоспоримыми
достоинствами требовал длительного изучения наводчиком, что было
неприемломо во время войны и его
вскоре заменили на монокулярный TZF 9b.
Оба прицела имели х2,5 увеличение.
Немецкие
танкисты учатся стрелять в подготовительном центре. Учитывая острую
нехватку танков в германской армии, такое использование башен выглядит
расточительным.
Меткость
8.8 cm KwK 36 по цели 2
x 2,5 метра в процентном отношении |
Снаряд |
Pzgr. 39 |
Pzgr. 40 |
Gr. 39 HL |
|
Дистанция |
Учения |
Бой |
Учения |
Бой |
Учения |
Бой |
100 м |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
500 м |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
98 % |
1000 м |
100 % |
93 % |
100 % |
89 % |
94 % |
62 % |
1500 м |
98 % |
74 % |
97 % |
66 % |
72 % |
34 % |
2000 м |
87 % |
50 % |
89 % |
47 % |
52 % |
20 % |
2500 м |
71 % |
31 % |
78 % |
34 % |
- |
- |
3000 м |
53 % |
19 % |
66 % |
25 % |
- |
- |
Бронепробиваемость
8.8 cm KwK 36 по бронеплите с наклоном 30о
от вертикали |
Снаряд |
Pzgr. 39 |
Pzgr. 40 |
Gr. 39 HL |
Вес снаряда |
10.2
кг |
7.3
кг |
7.65
кг |
Начальная скорость |
773
м/с |
930
м/с |
600
м/с |
Дальность |
|
100 м |
120
мм |
171
мм |
90 мм |
500 м |
110
мм |
156
мм |
90 мм |
1000 м |
99 мм |
138
мм |
90 мм |
1500 м |
91 мм |
123
мм |
90 мм |
2000 м |
83 мм |
110
мм |
90 мм |
Вид на
затвор 88мм орудия KwK 36 с места заряжающего,
чьё сиденье хорошо заметно справа на переднем плане.
На июнь были запланированны испытания, но уже до того машина Порше
выявила много недостатков.
В июне 1942 прототипы Хеншеля и Порше были переданы для
тестирования в танковую школу в Берка (Berka),
в Германии. Результаты:
VK 4501(P)
– провал, VK
4501(H)
– явный успех. Однако, например, не
мягком грунте VK
4501(H) проваливался, в
отличие от своего конкурента и иногда поговаривали, что причиной провала
VK 4501(P)
в немалой степени обусловленно непримиримым конфликтом д-ра Порше с
Имперским Министерством Вооружений. Это подтверждается, тем, что в
частности башня на Тигр (H)
перекочевала от Porsche, да и габариты
Tiger (P) без проблем вписывались в нормальные
железнодорожне платформы.
В июле 1942
VK 4501(H)
официально приняли на вооружение под наименованием Panzerkampfwagen VI
Ausf. E, Tiger I (SdKfz 181), VK4501(H).
Тигр
I, детище конструктора Адерса превзошёл
разработку легендарного д-ра Порше.
Министр
вооружений Альберт Шпеер был частым гостем на военных заводах. Фото
показывает как Шпеер ознакамливается со сборкой Тигров.
Серийное производство решили разместить на заводе Хеншеля
в Касселе (Kassel),
в Германии. Выпуск Tiger
I был достаточно дорогим,
так одна машина
стоила 800 000 райхсмарок ($26
600 по тогдашнему курсу). Первоначально планировалось выпускать по 10-15
танков в месяц, начиная с апреля 1942. Но производство этого танка было
сложным, требовало высококвалифицированных рабочих, которых всегда
нехватает в военное время, да и сам танк получился низкотехнологичным.
Поэтому серийный выпуск удалось наладить только к концу года. До ноября
1942 собрали лишь 40 машин, а на трёхзначное количество Тигров
I в месяц вышли только 2 раза. Наибольшее
число этих танков собрали в апреле 1944: 104 Тигра. Сборочное время
Тигра I приблизительно соответствовало двум Пантерам или трём Ме109. С 1943
немецкие танки стали покрывать антимагнитным покрытием "циммерит" и на
Тигр уходило 200 кг этой пасты.
В ходе сборки и
транспортировки Тигр "обували" в узкие гусеницы не выступавшие за
корпус. При транспортировке танк
нуждался в специальной железнодорожной платформе, на которую он грузился
не просто в узких гусеницах, но и со снятыми внешними опорными катками,
чтобы вписаться в железнодорожные габариты. Погрузка осуществлялась на
станциях с высокой
платформой. С железнодорожной платформы Тигр мог съезджать (не
исключено, что и заезджать) по специальной рампе, которую нужно было
возить вмести с танковым
эшелоном. При выгрузке требовалось следить чтобы танк не попал на
мягкий грунт до того, как узкие гусеницы будут заменены широкими
"бевыми".
Новая командирская
башенка Pz VI Tiger I - при открывании люк
сдвигался всторону.
Перед отправкой в
войска, новые танки проходили тщательные испытания на заводских
полигонах.
Тигр
с башней повёрнутой назад
на испытаниях перед отправкой на фронт.
У некоторых первых Тигров ствол иногда не имел дульного тормоза.
В целом конструкция немецкого дульного тормоза была хорошей и
даже использовалась на ранних ИСах и Шерманах пока не была
заменена отечественной. Также первые пять башен на серийных Тиграх
достались от Porsche имели плоский верх с
небольшим подъёмом в середине обусловленным конструкцией орудия.
|