Боевое применение
Тигров 508 sPzAbt в Италии
Лучший враг Тигра – это сам Тигр.
Не
надо гоняться за Тигром – дайте ему поездить и он сам умрёт.
История
использования Тигров в Италии не добавила славных страниц в
послужной список немецких тяжеловесов. По сей день дискутируется вопрос
были ли Тигры в итальянской армии. Во всяком случае есть документы, в
которых говорится, что летом 1943 Германия передала таки своим союзникам
на Аппенинах несколько машин
Pz-VI.
Когда же родина фашизма предпочла Союзников вместо Германии, то немцы
безапеляцилнно отобрали свои Тигры обратно. Впрочем, в Италии воевали и Тигры в составе
немецких войск. Наиболее ярко “блеснул” 508-й тяжёлый танковый батальон,
который с 23 по 25 мая 1944 потерял практически все свои танки возле
Чистерна-ди-Рома. Тут ярко и фатально проявились и техническая
ненадёжность Тигра, и бездарное командование немецких офицеров.
Трагикомизм особенно контрастен, на фоне явно более слабых танков
Союзников.
Pz-VI
на обочине дороги в Италии. На правом борту
отсутствуют два катка, а справа от смотровой щели водителя видна
пробоина от снаряда. Из курсового пулемёта
выглядывает белый флажок.
В
феврале 3-я рота 508-го батальона потеряла 2 Тигра: один сгорел по халатности
экипажа, другой - от попадания ПТ орудия. В мае 1944 в роту прибыло ещё
4 новых танка после чего её отправили на итальянский фронт.
Наконец звёздный
час пробил - Союзники трепещите: Тигры идут! Когда 23
мая 1944 16 Тигров попытались выехать на насыпь возле ж.д. вокзала, то 3
Тигра «скончалось» так и не увидав противника: у двух слетели гусеницы с
ведущих колёс, а у третьего классически сломалась коробка передач.
16-3=13. Оставшиеся 13 машин просто не смогли взобраться по склону
на насыпь из-за того, что орудия упирались в склон и, главное, двигатели
машин не тянули собственный вес. Интересно, что больше повлияло на
безрезультатные пируэты Тигров у насыпи: то ли командиры не видели, что
градиент склона не позволяет здесь пройти, то ли техническая немощь
машин. Известны случаи, когда немецкие танки на практике явно не
соответствовали своим паспотрным характеристикам. Скорее всего
«отличились» двигатели.
А тут и
Созники нагрянули… Один Тигр получил снаряд в радиатор и как мог уполз
от греха подальше. 13-1=12.
Наутро
приказали отступать. Во время этого, ставшего регулярным для немцев
занятия, одному танку выпущенный ПТ орудием снаряд разбил редуктор. А
экипаж подбитого танка, не мудрствуя лукаво, взял и подорвал своего
стального коня. Командиры были очень недовольны… т.к. прикинули, что
12-1=11. А 11 всё же меньше чем 12.
Союзников несколько задело, что немцы отходят без их, так сказать,
непосредственного участия и тогда они решили глянуть, как побегут
krauts,
если их вдобавок атаковать. А заодно, чтобы присечь
возможные слухи, будто немецкие генералы украли у Союзников победу.
Когда Тигры отошли к насыпи, немецкие командиры отправили 6 машин на
буксировку трёх подбитых «коллег», то есть по 2 целых Тигра на 1
подбитый. В арьергарде оставили 5 машин отбиваться от Союзников, которые
в последднее время
стали вести себя несколько навязчиво.
Брошенный
Тигр в Италии. Башня позднего типа повёрнута назад. На катках
отсутствуют резиновые бандажи, хотя следов пожара нет. Судя по
буксировочному приспособлению, прикреплённому спереди к Тигру, танк
пытались эвакуировать с помощью Bergepanther.
И всё
было хорошо. Пока у четырёх "тягачей" не сломались коробки передач
и исправные танки превратились в обузу без единого вражеского
выстрела… 11-4=7 Похоже
Союзников преследовал злой рок: победа буквально таяла на их глазах.
Только теперь к «вороватым» немецким генералам добавились Хеншель
und
сын (Сукин и сын). И немецкие
командиры приняли соломоново решение –
три буксируемых Тигра взорвать, чтоб не достались врагу. Хотя что
американцы им плохого сделали, практически ничего – слегка повредили
один Тигр и только. Но трофеев дяде Сэму не оставили.
Для
буксировки поломавшихся во время буксирования «буксиров» (пардон за тавтологию) из боя вывели
ещё два танка. Таким образом, в тыл ушло 8 Тигров, а на передовой осталось
3. Из
оставшихся Тигров один подбили из ПТ орудия, а у другого поломалась (что
бы вы думали?)... банальная коробка передач… Очередной сломавшийся
танк немцы традиционно взорвали. Можно смело утверждать, что подрыв
Тигра – это неотъемлемый ритуал присущий данной машине ещё с её первых
шагов под Ленинградом. 3-2=1. А один в поле не воин, даже если это Тигр.
На пути
домой распоследний Тигр был встречен двумя наглыми Шерманами, которые
примчались по такому поводу аж из Рима: 1-1=kaput…
Последний Тигр достался таки американцам в качестве трофея.
Эвакуированные Тигры немецкие ремонтники быстро починить не смогли. И 25
мая 1944 года все повреждённые Тигры немецкое командование
классически подорвало из-за очередного отступления. Безлошадные экипажы отправились в
Рим за новой партией машин, а 508-й тяжёлый танковый батальон в составе
45 солдат со штабом во главе остался возле селения Кори. 10 машин были
безвозвратно потеряны. К чисто боевым потерям можно отнести только три
Тигра, остальные скончались естественной смертью.
Джош Брум
|